Хорошо, что вы были с нами...
Аксенов всю жизнь
доказывал бессмертие души, и после смерти тоже. В гробу
на сцене Большого зала ЦДЛ лежал величественный старик,
похожий на лорда, но совершенно не похожий на Аксенова.
Аксенов улетел.
Полтора
года он странствовал между жизнью и смертью, перенес две
операции, но так был надолго сделан, что даже
возвращался иногда в сознание. Речи не было. Смотрел
внимательно, с крайним изумлением. Однажды даже смог
сесть в постели и выпил чаю. Об этом с надеждой
передавали из уст в уста (в Москве всегда о нем
говорили, что бы он ни сделал).
Теперь он умер и переменился сразу, до неузнаваемости,
снова доказав, что душа есть и что она куда-то девается.
Провожать его шла нескончаемая толпа – по перекрытой
Большой Никитской, в тот самый ЦДЛ, который он так любил
в молодости и презирал в зрелости, в место богемных
сборищ начала шестидесятых и позорных проработок конца
семидесятых. Здесь входили в легенду его радостные
ранние дебоши, здесь он отмечал выход «Звездного билета»
и «Затоваренной бочкотары», здесь его клеймили за
«Метрополь» и исключали из союза, сюда он триумфально
вернулся – но прежнего ЦДЛ уже не было. Да и кутежей он
уже не любил, хотя гордо называл ночную Москву «самым
свингующим городом мира».
В толпе, шедшей его провожать, представлены были два
поколения: шестидесятники и семидесятники. Дальше –
тишина. То ли в России нет писателей моложе пятидесяти,
то ли поминали его где-нибудь в другом месте. Впрочем,
двадцатилетних тоже хватало. В основном это были
мальчики и девочки с блицами и микрофонами. Все они
выцепляли в толпе медийные лица и спрашивали одно: «Что
значит для вас Аксенов?» Мэтры переадресовывали этот
вопрос мальчикам и девочкам, и они смущенно улыбались.
Что до великих шестидесятников, несмотря на болезни и
разногласия, они собрались. Вознесенский с Зоей
Богуславской, Ахмадулина с Мессерером, Евтушенко,
Войнович, художник Игорь Обросов, саксофонист Алексей
Козлов, Галина Волчек, Игорь Волгин, Станислав
Лесневский; из младших – Кабаков, Королев, Веллер...
Ахмадулина: «Сейчас, когда легкий вздох Аксенова
растворился в осиротевшем мире, я больше всего хочу,
чтобы не кануло, не исчезло его ненавязчивое, беспечное
поучение…»
Вознесенский вернувшимся голосом читал написанное
недавно: «Не облыжная, не казенная боль за ближнего, за
Аксенова. Наша жизнь – как дом без фасада. Держись,
Васята». Это был измененный вариант – напечатал он
другой. А ведь действительно, дом без фасада: всю жизнь
на виду. И Вознесенский, и особенно Аксенов, чьи романы
(в обоих смыслах), переезды, дружбы и ссоры всегда были
достоянием широчайшей публики. По нему сверяли ощущения
и догадки. На его выбор ссылались. Цитатами из его
радиовыступлений на «Свободе» обменивались, как
паролями. «Почему он выбрал Биарриц? Потому что в нем
слышится биоритм. Этим биоритмом жива его проза, которая
по самому устройству своему – истинные белые стихи» –
это снова Вознесенский, клонящийся набок, едва
держащийся на сцене, но читающий стоя, рубящий воздух
рукой в стиховом ритме прежним бессмертным
эстрадно-стадионным жестом.
Евтушенко
читал из старого: «Уходят друзья, кореша, малолетки, как
будто с площадки молодняка. Нас кто-то разводит в
отдельные клетки от некогда общего молока». Его приход
сюда – решение трудное и благородное: лет двадцать они с
Аксеновым провели в тихой, благородно не афишируемой
вражде, хотя до того дружили долго и крепко. Аксенов
оценил бы это позднее примирение: в «Таинственной
страсти», кусками опубликованной еще при его жизни, а
целиком выходящей сейчас, о Евтушенко много горьких
страниц, но любви и откровенного подчас любования тоже
хватает; таланту Аксенов прощал многое.
Богуславская вспоминала, как в 1975 году Аксенов возил
мать, Евгению Гинзбург, по Европе: на своей машине,
советской, разумеется, и многократно чиненной – сам все
умел, был страстным автомобилистом, – провез по Польше,
Чехословакии, Франции, Германии, гордился ее безупречным
французским и немецким, на которых ей – впервые за
семидесятилетнюю жизнь! – выпало поговорить с носителями
языка. Этой поездки он добивался всеми правдами и
неправдами, вырвал ее – мать должна была увидеть Европу,
о сыром, ночном, вольном воздухе которой он лучше всех
сказал в «Ожоге» и «Цапле». А был уже написан и ушел в
самиздат «Крутой маршрут», уже лежал в столе тот самый
«Ожог», который попал в семьдесят седьмом в органы,
после чего Аксенова вызвали и предупредили: «Либо нам с
вами придется расстаться, либо…» Но он и тогда не уехал,
хотя чудом не погиб под Казанью в подстроенной
автокатастрофе. Держался до 1980 года, до исключения из
союза, до приглашения в Штаты с лекциями и лишения
гражданства.
…Я смотрел на шестидесятников, на почти не изменившегося
Войновича, на восстановившегося после трех инсультов
Вознесенского, на Ахмадулину, чей голос после первых
фраз стремительно набирает прежнюю хрустальную высоту, –
и думал: Господи, как же сильна оказалась та радиация!
Словно в пасмурном российском небе пробили над ними окно
– и это поколение, натерпевшееся в юности, терявшее
родителей в детстве, голодавшее во время войны,
охаиваемое ренегатами и завистниками, было облучено
небывалой всероссийской и всемирной известностью. Заряд
той надежды на иллюзорную и краткую симфонию народа и
власти подарил им потрясающую жизнестойкость.
Аксенов умел страстно ненавидеть всё, что мучает
человека, всех, кто получает удовольствие от этого
мучительства; унижения, отчаяние, бессильную жажду
отмщения он переживал с той же силой, с какой радовался
любым проявлениям дружества и свободы. Его книги внушают
силу и решимость и многих еще научат презирать
касторово-хлорный дух нищеты и стадности, доносительства
и трусости. Его радостная мощь и стилистическое
богатство никуда от нас не денутся, конечно, и люди,
которые нуждаются в драгоценном витамине его прозы, тоже
никуда не исчезнут. Надо же нам когда-нибудь собраться с
силами и победить овладевший страной морок – тут-то и
будет нам опорой роскошный, искрящийся, пылкий,
сострадательный, милосердный, неумолимый Аксенов, лучший
русский писатель своего поколения, магаданский юноша
Толя фон Штейнбок из «Ожога», победивший всех Ченцовых и
Клизмецовых. Мальчик, сданный в детдом после ареста
родителей и плакавший в обнимку с игрушечным львенком –
единственным, что у него осталось.
Но он вырос и «сделал» всех, и дал надежное оружие своим
ученикам и последователям. Нам остались «Редкие земли»,
«Кесарево свечение», «Победа», «Рандеву», «Жаль, что вас
не было с нами».
Хорошо, что вы были с нами.