Назад в оглавление

Беременный бас

От мозгов до кроссовок
просквозит меня соло
ностальгической нотой
Алексея Озлова!

МУЗЫКА и поэзия неразделимы. Сегодняшнее столетие джаза автор рок-оперы "Юнона" и "Авось" поэт Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ отметил новой поэмой "Беременный бас", которую он проиллюстрировал собственными видеомами. Игорь Бутман в сопровождении баса предварял вечер поэзии Вознесенского в театре Райхельгауза. Первое чтение поэмы с успехом прошло в джазовом клубе на Таганке.

Вступление

Даждь нам джаз. А сапогом по роже?
Как мужик беременный - пузатый бас.
Джаз - вид жизни. Боже, Боже,
даждь нам джаз!

В Бийске - минус 70. Обморозишь сердце.
Может, впрямь согреются, играя джаз?
Вымерзает интеллигенция.
Замерзает рабочий класс.
Совесть измеряется килогерцами.
Даждь нам газ!

Русские джазисты, бомжи элитарные,
пальцы коченеют в такие холода!
Ты куда ведешь нас, ударник,
ударник-ударникуданикуданикуда - НИКУДА

Джем, жим, джин, джин-тоник,
тоник-тониктониктониктоникто - НИКТО

Бабочка с иголки подсела мне на тай -
на тай-натайнатайнатайнатайна - ТАЙНА

Но над веками
взмахнет руками
Христос - как без палочки дирижер-джазист.
Как Он устал дирижировать нами!

Глава 1

- Марь-Иванна, что такое джаз? -
дискутируют в школе скептики.
- Почему забеременел контрабас?
Экономил на контрацептике?

- "Почему, почему!"
Ща те рожу починю!
С гитарой обжимается Пол Боллинбэк.
- А бас, что же, не человек?..

- Judge us jazz!
- Как же, щас...
- Джаз - это музыкальный джакузи.
Дождь горизонтальный бьет, как "узи".

Кролл. И Бенни Гудман. Кровь. Лорд Джадд.
Забвение минутное даждь нам джаз!

В аду нет топлива для котла.
Милиция топает "забить козла"
(топлес-телка телкателкателка - котел).
- Сакс? На костер!

"Джаз умер", - критик писал. Но - ах! -
джаз сыграл на его похоронах.

Миллениум Горбушку видал в гробу,
но вместо обмеления есть Игорь Бу

"зусман барает*".
Бутман играет.

Утрись, плакса!
Бутман - будетлянин сакса.

Кто там дует в золотой унитаз?

ДАЖДЬ НАМ ДЖАЗ!

Ажажа и Пришелец, кто ты ни будь,

ДАЖДЬ НАМ ЖУТЬ!

* Молодежное джазовое выражение 60-х годов, означающее "мороз трахает".

Глава 2

Даждь нам джаз! Не узнан,
бродит под Москвой
красноносый "зусман"
с белой бородой.

Боже! Обознаюсь!
Ну и туман...
Взял я соседа за нос.
Но это стоп-кран.


Усмань смерзлась враз, -
"зусман барает".
Даждь нам джаз!


Думский парламент мороз барает.
Спит в "Мерседесе" парочка private.
Мороз барает. Обоих барает.


невеста, которую запирают,
и барабанные перепонки -
мороз барает.


Родина граждан не выбирает.
Мороз преступнику нос обеляет.
Мороз барает.

Снег в Эмиратах беспрецедентный.
Женские судьбы - как дырки баранок.
Администрацию президента
мороз барает,

"зусман барает".

БУТМАН ИГРАЕТ.

Глава 3

Как-то
проказница-мартышка,
козел на саксе,
с контрабасом мишка
и конь в пальто
решили играть группой.

Играли по крупной.

Открыли клонирование.
Откроили Крым Украине.
Выпустили инстинкты.
Устроили в Индии землетрясение.
Подстелили пальто.
Закусывали водку вареньем.
Протрезвевши, поняли, что
бас беременный.

Мэн расстегивает ремень.
Бас беременен.
Пересели. Ветр перемен.
Бас беременен.
Смени позы согласно времени!
Бас беременен.
Вопреки Брему.
Ностальгиею гобеленовой
бас беременный.

Позвали театр "Ромэн".
Бас беременен.

"Ну, козлы! - подытожил сакс. -
Пошли в ЗАГС".

Глава 4

Если вы не жмурики
и по вам не выли -
умирайте в музыке,
пока вы живые!

Глубь артезианская!
Каждое мгновенье
возрождайтесь заново.
В этом жизнь, наверное.

Сумбур вместо музыки.
Собор вместо мусора.
Закаты над Грузией -
как корки арбузные.

Азбучны приливы
и отливы чувства.
Душе с непривычки
сразу не очухаться.

Жемчуга. Амбиции.
Тяга безотказная.
И самоубийство
вечного оргазма.

Опять умирайте,
чтоб вновь возродиться, -
не забудьте, Бога ради,
назад возвратиться!

Мы - живые смерти.
Свечки именинные.
Хороши куверты
на своих поминках!

Меж Твоею, милой,
и моей ладонью -
новые могилы,
новые роддомы.

Глава 5

"Гзи-гзи-гзео" - в русском шизе
слышно: Диззи!
Оза, смейтесь, смехачи!
СМИ, мочи!

У баса в животе открыты
две прорези от аппендицита.
Струны начинаются, где лобок.
Браки однополые венчает Бог.

Страстью отзывается стон струн глухих,
когда басник пальцами щиплет их.

Кто папаша джаза? Сакс породы такс.

БЕРЕМЕННОСТЬ ПЕРЕДАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ФАКС.

Пухнет бас в результате свинга?
А может быть, свинка?

- Ты куда, "Караван", караванкараванкараванкара?
- В Анкара!

Взор замедлите -
и в воде
царскосельские белые лебеди
отразятся будто биде.

Вьюга крутится, как рюмка.
Юнга, чистящий гальюн, -
юнга, юнга, юнга, юнга, -
слышит птицу Гамаюн.

Заплываем в мечту.
Все забудем.
Я до счастья Тебя домчу -
домчу-домчудомчудомчудом - ЧУДОМ

Глава 6

- Каков пол у Боллинбэка?
- Как пол кентавра:
пол-человека
и пол-гитары.

Полнолуние бьет в литавры.

Бутман, смерть джаза - это деза.
Ты в Нью-Йорке оцепенел -
тебе бухнул великий Диззи:
"Я - тоже революционер!"

Читка этой поэмы - пытка.
Но как Ангел внимательный, ты,
когда я читал, на пюпитре
перевертывал мне листы.

Сколько свободы?
А сколько времени?
Луна - без стрелок, но на ремешке
серебряной дорожки.
Ноль - без дирижерской палочки,
струны не нуждаются в смычке.

Большое мужество - продолжать свое племя.
Ведь нация на мушке, на волоске.

Русские перестают беременеть.

Приходится - музыке...

Глава 7

Сердце отморожено, как ухо.
Берегите сирот!
Снегом депрессуху
джаз массирует.

Живопись? Граффити!
Животворная наркота...
Живите -
для живота.

Сахар нас схрупал.
Пища пережует.
Царит над городом купол,
над нами царит живот.

Мороз, все бараешь?
Избежим когтей.
Billy Cobham, черный барабанщик,
крутит плечи, как гантель.

Привет Улан-Батору - баторубатору - рубато!

Нос любителя метакс
сбил плинтус...

"БУТМАН - ЛУЧШИЙ В МИРЕ САКС"

(Билл Клинтон)

Жмет мысль опасная
в моем мозге:
лучшие саксы и лучшие басники -
в Москве!

- К черту барабашку!
- Бей, Билли!
- Банщики стараются...
- Свободу рабам!
Черный барабанщик черными гирями,
как черными ядрами, бьет в барабан...

Глава 8

Позовите сюда эпоху.
Пусть носы росисты, как земляника.

Похороны

прекрасного Мига.

Не сгоревшего в небе МиГа,
который был вертолет,
а намыкавшегося мига,
который нам не споет.

Сутулится бас фигурой -
беременный с черным бантом.
В окна глядят с шампура
Бременские музыканты.

Он был музыкальный профи:
"Миг. Хмык. Мик-ада. Биг-Мак".
Я помню лежащий профиль,
запыхавшийся, как сайгак.

Мне все ритуалы по хрену!
Он был из друзей моих.
Я видел: пугая похороны,
из гроба Он встал на миг!

Рухнул с тоской во взоре,
Сказав: "Она не пришла".

Мементо море!
Звездам на небе нет числа.

Глава 9

В Джезказгане ветра безумные.
Джаз каскадом взлетает. Но
площадь Зубовская - без Зубова
и без Дюка сохнет ф-но.

Люблю города могутные.
Сплю, сплюсплюсплюс - "Европа Плюс".
Страны называют в честь Бени Гудмана -
Бенилюкс!

И дизель трубы заболел эпилепсией
без Диззи Гиллеспи.

Помнишь Диззи московским летом?
Контрабасы столпились в круг,
как коричневые жилеты
с двумя прорезями для рук.

Помнишь, ты на концерте плакала
под визг трубы?
Бас горбатый, облапив лабуха,
как медведь, вставал на дыбы.

Помнишь, помнишь, Москву влюбил
73-летний Мафусаил?

- Ишь, докривляется лет до ста!
Нет корреляции возраста.
- У нас бы одумался, стал бы другим.
- Написал бы Гимн...
- Все не перебесится, старый джаз!

На девятом месяце бедняга бас.

Глава 10

Бас тужится.
Басу хочется солененького.
Бастующим операторам хочется "зелененьких".

Дышит в шею, тих как батист,
влюбленный контрабасист.

Почему, поборовши шок,
он невидимый взял смычок?

Что мычит смычковый Башмет?
По-славянски "басник" - поэт.

Чей смычок с неджазовой нежностью -
ночь печенежится! -
белоснежными полотенцами
тело баса трет запотелое?

Схватки. Корчи. Салют! Экстаз!
У баса народился малютка-бас.

Музыка - дух рас.

ДАЖДЬ НАМ ДЖАЗ!

Посвящение

Озари меня,
муза зауми!

Музы все Тебе служат замами.

Называют тебя дикой дурочкой.
В нашем слаломе
подари Ты мне свою дудочку, муза зауми!

Мама мыла раму - рамурамура - мура - АМУРА

Бродят, рыча - рычарычарычары - ЧАРЫ

Я живу. Не нуждаюсь в тренере.
Неказист?
Но зато я играю на "теноре",
как джазист.

Берестяные ходят ходики.
Еще рано.
Повернись ко мне своим в родинках
нотным станом.

Впились тернии, словно шестерни,
в лоб терзаемый...
Тренирует меня - что естественно! -
муза зауми.

Эпилог

Играет смычок. Его пилящий жест
мне видится, как отшатнувшийся крест.

Нет сил человеческих с мукой своей
тащиться, как тащит сучок муравей.

Как крест Он тащил! И мучительный стон
нас всех осенил музыкальным крестом.

Сверкнуло скрещенье Башмета и джаза
смычковым крещендо бессмертного баса!

Спасение - в музыке. К ней прижмись.

даждь НАМ ЖИЗНЬ!

Чем беременен?


Чемберленами?
Чемоданами, юбилеями?
Божьим временем?

И брюхатилось под декой
полубуквами ХэХэ
то, что было ХэХэ веком,
чемпионом во грехе -

войны, технари, налоги,
кровь, поэты, Лужники
и новейших теологий
виртуальные жуки.

(Увлекаясь какофонией,
не забудь о генофонде.)

Божьи птички
оптимистичны.

Пеночка:
"пинь-пинь-пиночет".
Журавли: "куравлев".

Сойка:
"сойка-сойкасойкасой - косой".
Индюк (еле в тон):
"Я Дюк Эллингтон!"

Орел (резко): "Я решка".
Овсянка: "Оф-самка".

Бутман: "О'кей, Осанна!
Свист этих самых - как их там? -
санок, самок, амок! -
санок, саноксаноксанок -
Оксана, "ОК..."

И как таинство
в днях портяночных,
шею вытянувши вдоль трассы,
потянутся
верблюды, как контрабасы.

Андрей Вознесенский

"Аргументы и факты" интернет-версия, #09 (1062) 28/02/2001 Назад в оглавление