http://www.izvestia.ru/culture/article3092336/index.html
24.04.06 | |
Игра + аура ВознесенскогоНаталья
Кочеткова
Легендарный поэт Андрей Вознесенский, в частности, знаменит тем, что создал жанр видеом - произведений, в которых изобразительный ряд сочетается со стихами. Одну из своих последних видеом "Аура" поэт принес в редакцию газеты "Известия". О визуальности в поэзии с Андреем Вознесенским побеседовала корреспондент "Известий" Наталья Кочеткова. известия: Когда была создана "Аура"? Андрей Вознесенский: Когда в "Комсомолке" случился пожар. Эти стихи возникли от ощущения горящего пламени, людей, архива — всего, что было. Когда-то я написал стихотворение "Пожар в архитектурном институте": Все — кончено!//Все — начато!//Айда в кино! Это перекличка с тем текстом — снова пожар, и снова горят рукописи. После этого я написал небольшую поэму "Играура" — игра + аура, и все это расположилось в картах. Карты самые таинственные и непредсказуемые вещи, судьбы могут ломаться от одной карты. В этой атмосфере может сгореть и жизнь, и судьба, и все повернется иначе. известия: Принято считать, что художник плохо владеет словом, а поэту для создания образа нужны лишь слова. Вы с этим согласны? Вознесенский: Нет, абсолютно. Многие наши поэты хорошо рисовали: Маяковский, Лермонтов, Пушкин. Никакое другое искусство не находится столь близко к поэзии, как изобразительное, и чаще всего те образы и метафоры, которые не могут до конца выразиться словами, выражаются в этом. И среди художников есть те, что писали прекрасные стихи: Пикассо, сонеты Микеланджело. Человеческий талант может выражаться очень по-разному: кто-то может вдруг начать рисовать. Например, Войнович, Петрушевская, Володя Васильев — у них рисование из хобби превратилось во вторую профессию, они устраивают выставки. известия: "Книжная палата" 1952 года — это ваша первая видеома? Вознесенский: Я это как-то не принимаю в расчет. У меня были ранние архитектурные проекты. Своей первой видеомой я считаю плакат, нарисованный к столетию Пастернака, где он распят, как Христос. Тогда это выглядело довольно непривычно, издательство даже испугалось ставить свое название на постере. известия: Как вы пришли к созданию видеом? Вознесенский: Все говорят, что моя поэзия очень визуальна и метафорична. Есть идеологическое инакомыслие, которое еще могло пройти, если поменять конец или что-то изменить. Художественное же инакомыслие воспринималось всегда в штыки. В качестве образца такого новаторства называли поэму "Мастера", стихотворение "Я - Гойя". Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому. А когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта. 18:42 24.04.06
Прислал Михаил Скрыльников |