16 мая 2003г.
АНТИЮБИЛЕЙ
СОСТОЯЛСЯ
В Зале имени Чайковского Андрей Вознесенский впервые публично праздновал свой
день рождения
Вера Цветкова, Григорий Заславский, Александр Шалгин
(НГ-фото)
|
|
||
|
|
|
|
|
|||
Цветы к ногам кумира. |
|||
|
|||
"Вознесенский- 2003" - так называлось действо, на которое позвал
Андрей Андреич своих гостей, чтобы те, в свою очередь, имели возможность
поздравить его с юбилеем. Проходило действо в Концертном зале имени
Чайковского, где Вознесенский выступал многажды, а вот праздновал день рождения
- впервые.
"Это первый день рождения, который я справляю публично. До того я
прятался, как Пастернак", - сказал А.А. потом, как будто извиняясь тем
самым за некоторую взбалмошность концертно-поздравительного "сюжета"
и за свою неопытность в юбилейном жанре.
Перечислять почетных гостей - занятие трудное и долгое, так как в этот раз
почетные и знаменитые сидели не только в партере, но и в первом и во втором
амфитеатре. За огромным букетом белых роз было почти не разглядеть президента
Академии художеств и соавтора Вознесенского по знаменитому в Москве памятнику
русско-грузинской дружбе на Тишинской площади - Зураба Церетели. Павел Бородин
принес не менее увесистый букет роз багровых. В одном ряду, бок о бок сидели
два бывших министра одного правительства - Козырев и Сидоров.
Кроме коллег по цеху старшего поколения - Беллы Ахмадулиной, Юнны Мориц,
Риммы Казаковой, Андрея Дементьева, Евгения Рейна (Евгения Евтушенко не было) -
присутствовали представители "младшего": Татьяна Бек, Олег Хлебников,
Дмитрий Александрович Пригов, Игорь Иртеньев. Из братьев-прозаиков были
замечены Андрей Битов, Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Александр Кабаков. На
вопрос "Что для вас личность Андрея Вознесенского?" Кабаков ответил:
"Вся жизнь начиная с 55-го года, это вся моя жизнь!" Чуть иначе
сказал кинорежиссер Вадим Абдрашитов: "Это целая эпоха, совпавшая с моей
юностью, абсолютно новый мир, не только поэтический. Сквозь него просвечивало
наличие какого-то нового будущего мира, и до сих пор, когда я вижу и слышу
Вознесенского, это ощущение возникает".
Хотя количество VIPов на квадратный метр зашкаливало, зрительный зал поражал
своей разнородностью, разновозрастностью и демократизмом. Посмотришь направо -
Игорь Шабдурасулов... Классическая старушка в платочке, откуда только взялась?
Посмотришь налево - два экс-министра, Марк Захаров, негритянка средних лет.
Посмотришь прямо - Евгений Бунимович, Владимир Познер... Два мальчика лет
восьми.
В фойе под вспышки камер и "Алиллуйя любви, алиллуйя!" именитая
публика целовалась и переговаривалась, давала интервью и раздавала автографы.
Известная пара Евгений Киселев - Маша Шахова не то украшали, не то расцвечивали
пространство: она - огромным пронзительно-розовым пионом на груди, он -
сочетанием рубашки в веселенькую разноцветную полоску под синий клубный пиджак.
Начали с 20-минутным опозданием, почти сразу, как в зал вошел и занял свое
место министр культуры Михаил Швыдкой.
...Лазерный луч начертил в воздухе книгу и принялся ее листать. Замелькали
видеомы и шутки А.А. - только успевай улавливать и усваивать. (Потом уже
Захаров и Караченцов на мелодию из "Юноны" и "Авось"
пропели куплеты, в которых поздравили А.А. с тем, в частности, что Хрущев в
свое время не видел этих "инсталляций".) На словах "Антиюбилей -
значит, пей!" - на сцену вышел юбиляр (в белом пиджаке и синей рубашке).
Зал поднялся и не просто зааплодировал, а устроил долгую овацию кумиру, как
верно определил поэта в своей поздравительной телеграмме президент Путин. А.А.
вспомнил кстати о вопросе Сталина после того, как публика стоя приветствовала
Анну Ахматову: "Кто организовал вставание?"
Поэт начал вечер стихотворением "Васильки Шагала". А потом на
сцене играли, пели, читали стихи люди, любимые виновником торжества. "Фоменковцы",
Валерий Золотухин, Алла Демидова, Борис Гребенщиков... Совсем юная звезда
мюзикла "Нотр Дам" Теона Дольникова и вечно юный Александр Ширвиндт.
Лауреат премии "Триумф" виолончелистка Наталья Гутман и пародист Максим
Галкин. И время от времени скромно выходил откуда-то из-за кулис сам юбиляр и
читал стихи, какие ему хотелось, - от "Ты меня на рассвете
разбудишь..." до "Точно гоголевский шнобель над страной летает
мобиль" ("Ода мобильному телефону") и "Русь, куда несешься
ты? Дай ответ в интернет" (поэма "РУ"). И, конечно, - "По
утрам надев трусы, не забудьте про часы".
Валерий Золотухин поздравлял от Таганки (спел запрещенный в свое время
"Реквием" на музыку Шнитке). Олег Табаков, как впоследствии и Олег
Меньшиков, прислали виртуальные поздравления. Табаков, который в этот вечер
играл в "Кабале святош", верно заметил, что "мало кто, как
Вознесенский, выдержал смену социально-политического строя".
По-видимому, отсутствие опыта празднования предыдущих юбилеев, вероятно, на
подсознательном уровне требовало компенсации, и потому в один вечер решили
включить все, что накопилось за долгие годы то нараставшей, то чуть-чуть
остывавшей, но все равно непреходящей народной любви. В половине одиннадцатого
случился второй, уже незапланированный антракт, когда публике предложили
чуть-чуть подождать, пока на сцену вынесут пульты и стулья для симфонического
оркестра, банкетки для хора, которые исполнили несколько номеров из нового
сочинения Алексея Рыбникова "Оперный дом" (если планы не изменятся,
его поставит на следующий год в "Ленкоме" Марк Захаров).
В середине второго действия А.А. решил поблагодарить тех, кто помог этому
вечеру состояться, и, в частности, Павла Бородина, который тут же и поднялся на
сцену, чтобы наконец выступить и поздравить не от руководителей республики (по
его собственному выражению), а наконец - на союзном уровне. Бородин много
шутил, сказал, например, что Вознесенского "все знают, как и меня",
после чего все, кто имел при себе букет, потянулись к сцене.
А в общем, не считая поздравительных речей, вечер мало походил на
классическое юбилейное торжество. Как-то все происходило очень мило и
непафосно. Как сказал Владимир Познер: "Все было очень достойно. Человек
особой пробы, и вечер ему соответствовал".
Оригинальными оказались и юбилейные подарки: Тонино Гуэрра подарил Андрею
Андреевичу свой рассказ, Владимир Вишневский самого себя в виде деревянной
расписной матрешки. А от своего любимого артиста Олега Меньшикова, который
присутствовал визуально - на экране со сборником мэтра в руках под названием
"Шар-пей", - юбиляр получил в подарок очаровательного маленького
щенка шарпейчика (его вручали родители Олега).
Так, впервые публично, отметил свой день рождения самый, возможно, великий
поэт современности. И уж точно - самый сложный поэт поколения шестидесятников.
Тот, про которого когда-то сказал Пастернак: "Я страшно рад, что дожил до
вступления Вознесенского в литературу".
|
|
|
|
Пришедшие поздравить
Андрея Вознесенского с юбилеем выстраивались в очередь. |
Родители Олега Меньшикова
преподнесли юбиляру маленького шарпейчика. |
|
|
Гости были знатные -
Вадим Абдрашитов, Евгений Попов, Светлана Васильева, Александр Кабаков. |