Андрей Вознесенский:
Хочу еще дополучить от жизни

Культовому поэту исполняется 70 лет

     Помнится, в душном августе 1968 года мы, вчерашние десятиклассники, сидели в одной из московских многотиражек и, раскачиваясь на стульях, читали наизусть, с завывом любимые стихи: "Монолог Мерилин Монро", "Плач по двум нерожденным поэмам", "Лобную балладу"... У каждого был свой Вознесенский.
     Страна была влюблена и напугана новой популяцией поэтов - задиристых, взрывоопасных, обоюдоострых как лезвие... Среди них - один в свитерке, воспетом им не в одном стихотворении, с лицом, сведенным к губам, с суверенной челочкой торчком... Впрочем, челочки носили все наши поэтические кумиры... "Сама судьба совала его в среду недовольных", - обмолвился Вигель о Пушкине. Формула ехидного Филип Филиппыча применима была ко всей русской поэзии, будь то Тредиаковский, Гумилев, Цветаева... Не обошла стороной она и плеяду поэтов-шестидесятников. В том же 1968 году Вознесенский направляет в "Литгазету" письмо протеста против ввода советских танков в Чехословакию. Еще одно письмо его - в защиту Солженицына - осудили на секретариате Союза писателей. До этого - трибунное препирание с Хрущевым. Потом - участие в крамольном (а по нынешнему прочтению - донельзя невинном!) альманахе "Метрополь"...
     Андрей Вознесенский - знаковая фигура в поэзии России. Он появился в с в о е время и шел в ногу со с в о и м временем, пытаясь то и дело на полшага его обгонять. В России, как не раз замечено, обгон на столбовой дороге, как и на проселочной, всегда идет слева. Искусство испокон веку нуждалось в раздражителях, которые стимулируют его - искусства! - развитие. Вознесенский стал таким раздражителем. Его уничижительно приписывали в ученики к Кирсанову, противопоставляли "тихой" (читай - настоящей!) поэзии. Это противопоставление происходит и сейчас. А между тем его умение "взрывать" слово, сдирать с него внешнюю апельсиновую кожуру - так, чтобы сок брызгал в лицо и покалывал кожу, - этим умением в нашей поэзии обладали единицы: "Леса мои сбросили кроны, /пусты они и грустны,/ как ящики с аккордеона, /а музыку унесли." И спектакль "Антимиры" на Таганке выдержал 600 представлений, а "Юнона" и "Авось" поставила рекорд среди отечественных мюзиклов. Зал восторженно принимал обжигающее хулиганство Высоцкого и Золотухина в "антимирском" спектакле: в пародии из поэмы "Оза" на "Черного ворона" Эдгара По благолепный Золотухин читал:"Уничтожив олигархов, /ты настроишь агрегатов,/ демократией заменишь/ короля и холуя..." Высоцкий перехватывал диалог: "Он сказал:"А на..." (зал замирал) "А на фюга?" - вопрошал Высоцкий. Кстати, поэма появилась в середине шестидесятых в журнале... "Молодая гвардия", ныне потерявшем свою литературную кредитоспособность и спорадически загнивающем до самого оглавления. В памяти читателей журнал остался не нынешними стихами типа "кубыть-мабуть-ядрена штукатурка...", а несколькими чудодейственными для нашей литературы акциями, в том числе и публикацией поэмы Вознесенского...
     Поэзия всегда донельзя космополитична и исключительно национальна. В этом исключающем единстве - ее существо. Поэты, как говорил герой пьесы Шоу, говорят сами с собой, а мир подслушивает этот разговор. В России этот разговор подслушивали и те, кто на поэтах (точнее - на борьбе с ними) делал карьеру. Для них Вознесенский был "хлебной темой". Нынешние молодые "прогрессисты" в литературе перехватили "хлебную" эстафету. У нового поколения поэтов принято обвинять шестидесятников-эстрадников в конформизме: "Уберите Ленина с денег...", "Лонжюмо" Вознесенского, "Казанский университет" Евтушенко, "Двести десять шагов" Рождественского... В России, как не раз замечено, чтобы повернуть направо, надо скомандовать:"Левое плечо вперед!" Однажды автор этих строк спросил ныне покойного Юрия Марковича Нагибина, отчего они, шестидесятники, так упрямо требовали возвращения к "ленинским нормам" жизни? "Мы верили, что там была правда", - последовал ответ. Русскому нельзя без правды и ее носителя. Если хотите, Ленин был для многих шестидесятников (атеистов в большинстве своем) истиной в последней инстанции, точкой отсчета на шкале бытийного существования и правдоискательства. Поэтому и стихи о Ленине у них (не все, конечно) такие искренние и истинные, попросту говоря, неврущие. С тем же феноменом мы имеем дело, читая блестящие лирические отступления из советской-рассоветской поэмы Маяковского "Хорошо!" (помните:"Но землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть"?); пришитые суровыми нитками к своему времени, да еще зубами по стежку оды Горация и Вергилия во славу Августа, "монархические" стихи Пушкина, недописанные строки красноармейских мальчиков-поэтов, погибших на фронтах Отечественной ("И задохнувшись Интернационалом, упасть ничком на высохшие травы...") - все они принадлежат Поэзии. "Лонжюмо" Вознесенского остается сильнейшей поэмой в гражданской лирике России, своего рода эталоном стихового патриотизма: "Россия, я - твой капиллярный сосудик, мне больно когда, тебе больно, Россия".
     Его "депо метафор" - продолжение лучших традиций Маяковского, Пастернака, Есенина, Олеши, Катаева. Они визуальны и неожиданны:"По гаснущим рельсам бежит паровозик, как будто сдвигают застежку на молнии"; "Купола горят глазуньями на распахнутых снегах"... Кстати, о поэме "Мастера", из которой последний пример. Ее сравнивали с поэмой Кедрина на ту же тему (не в пользу Вознесенского, конечно). Минули годы - и обе поэмы равновелико сосуществуют в нашей литературе, показывая ее необъятность и талантливость ее творцов.
     За что бы ни брался Вознесенский, он делал это одержимо и талантливо, будь то изопы (изобразительная поэзия), инсталляции, витражи, плакаты... Его песни разительно отличались от рифмованных поделок стихотворцев-песенников. "Танец на барабане" или "Миллион роз" растворяли в музыке поэтическое вещество. В песнях из спектакля на Таганке "Антимиры" или из "Юноны" и "Авось" работало Слово - то самое, что было в начале... Новые времена - новые песни, новые кумиры. Пришли новые пареньки в свитерках с новыми стихами. Вместо знаковых челочек - пятичасовые щетины. А энергетика "трубадура турбогенераторов" по-прежнему неиссякаема. В конце концов 70 лет - отрочество нашей зрелости.

Александр Щуплов

На поэзию нет голода, но есть аппетит

     Накануне юбилея мы встретились с Андреем ВОЗНЕСЕНСКИМ и задали ему несколько вопросов.

     - Андрей Андреевич, что происходит в России с поэзией?

     - Наша поэзия жива и, слава Богу, живет! Происходят те же процессы, что шли и раньше. Много молодых, правда, сейчас накапливаются силы, и больше читают, чем пишут.

     - Изменился ли статус поэзии в сегодняшней России?

     - А какой у нее был статус?

     - "Поэт в России больше, чем поэт!", чтение стихов у памятника Маяковскому, полные Лужники, вечера в Политехническом...

     - Не думаю, что Лужники сейчас необходимы. Сейчас поэзия изменилась - стала более интимной. Хочется видеть глаза слушателей. 14 мая я выступаю в зале Чайковского в Москве, там собирается полторы тысячи народа. Это мой любимый зал. Там немного народу, и в то же время достаточно, чтобы тебя слышали люди. Что касается статуса поэзии, то сейчас он стал нормальным: кто любит поэзию, тот ее читает. Сейчас нет голода на поэзию, но есть аппетит. Сегодня интересуются чистой поэзий, и она должна быть чистой - от политики в том числе...

     - Чем встречаете юбилей?

     - Только что вышел шестой том моего собрания сочинений в "ВАГРИУСе". Было задумано пять томов, но в пять не поместилось все, что я написал, и вышел том "пять с плюсом". И еще будет, наверное, седьмой том. Так что я много пишу. Все в порядке.

     - Год назад Марк Захаров упоминал о новом проекте, как бы продолжающем традицию рок-оперы "Юнона" и "Авось". Как обстоят с ним дела?

     - Я написал пьесу и еще в прошлом году отдал ее Захарову. Сейчас Рыбников делает музыку - и премьера музыкальных номеров будет в зале Чайковского на моем вечере.

     - Многие ваши стихи, посвященные женщине, поражают своим хрустальным звучанием и образностью:
     Она, как озеро, лежала,
     стояли очи, как вода,
     и не ему принадлежала,
     как просека или звезда...

     - Сейчас многие женщины пошли в политику. Как полагает поэт Андрей Вознесенский, это хорошо?

     - Главное, чтобы женщине было хорошо. Если она идет в политику, значит, ей там хорошо.

     - Все ли вы получили от жизни?

     - Нет, конечно. Я думаю дополучить еще...

Опубликовано в "Российской газете" от 8 мая 2003 г., No 86 (3200).

http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0508/9.shtm

 

Оглавление раздела   Главная страница