|
Андрей Вознесенский достиг высшей славы: он герой анекдотов |
"Олимп белеет. Время сбрендило".
Это из "Автореквиема". Еще бы не сбрендило. Самому молодому поэту
русской поэзии — 70 лет. Где она, Коммунистическая аудитория? "Я — Гойя.
Глазницы воронок мне выклевал ворог...". У тех, у кого в памяти остался
этот голос, так и останется молодым. Голос Вознесенского — завывающий,
характерный, пародийный, непреходящий — вытащит из небывания, как луковичка —
грешника.
"Треугольная груша". Где-то есть эта книжица 62-го года, купленная
в киоске "Союзпечать". "Звук запаздывает за светом. Слишком
часто мы рты разеваем. Настоящее — неназываемо. Надо жить ощущением,
цветом". Нет, это двумя годами позже. Много ли строчек впрессовано в нас,
чтобы вдруг полезть наружу, как в этот день юбилейный Андрея Андреевича?
"Свисаю с вагонной площадки, прощайте..." Где она, Сигулда? Разве что
в той вознесенской осени. Зато уж навсегда.
Когда-то Андрей Битов сказал, что у каждого читателя свой тот или иной
писатель. В зависимости от того, когда он его прочитал. Свой Вознесенский,
первый, был даже у Пастернака, прочитавшего его стихи 56 лет назад. Свой
Вознесенский у тех, кто слышал его в 60-х. Свой — у меня, купившего первую
пластинку поэта в 70-м году. Это потом мы узнали, что есть Бродский,
Мандельштам. Что Андрей Вознесенский достиг высшей народной славы, став кем-то
вроде героя хармсовских анекдотов из жизни Пушкина.
"Леса мои сбросили кроны, пусты они и грустны, как ящик с аккордеона, а
музыку — унесли". Это 61-й год. Все та же "Осень в Сигулде".
Потом будет стычка с Хрущевым. Только сейчас, к 40-летию события, прошла
премьера пьесы Дмитрия Минчонка "Пидарасы" в "Театре.
doc.", где сам Андрей Андреевич присутствовал в качестве зрителя,
комментатора и героя, поскольку он-то не изменился с тех пор. Это ощущение
молодости, неожиданности стиля, нарушенных ожиданий — вот Вознесенский. Самая
большая неожиданность — его нынешний юбилей.
"Сидишь беременная, бледная. Как ты переменилась, бедная".
Странно. Вознесенский пришел в веселые, озорные времена. Это потом они стали
другими — угрюмыми, консервативными, правыми. Но человек, всегда несущий в себе
их озорство, азарт, риск, не боясь показаться смешным, оказывается выше своего
времени. Отсюда его постоянный поиск — видиомы, игра, слом привычных ожиданий,
когда никто уже ничего не ждет, и года клонят к суровому и безликому
постмодерну. А Вознесенский — модернист! "За что нас только бабы балуют и
губы, падая, дают?..".
Это мы постарели. Вознесенский остался тем, кем был. Но ничего. Время еще его догонит, начавши все сызнова. "Что нам впереди предначертано? Нас мало. Нас может быть четверо. Мы мчимся — а ты божество! И все-таки нас большинство".
Оглавление раздела
Главная страница