12.05.08 Юбилей Андрея Вознесенского

Андрей Вознесенский

Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.


Поэт Андрей Вознесенский отмечает юбилей 12 мая. В этот день телеканал «Культура» покажет документальный фильм «Поэзия и время» о жизни и творчестве поэта (начало в 22:45), а сразу после фильма телезрители увидят спектакль «Юнона и Авось» (начало в 23:50) театра «Ленком», автором текста к которому стал Андрей Андреевич Вознесенский.

Историк Сергей Медведев об эпохе Андрея Вознесенского:

Андрей Вознесенский – это поэт сдвига. Сдвига, который произошел со всеми нами, с нашим сознанием, с миром в 60 - 80-е годы. Прежде всего, он - шестидесятник, человек, вышедший из XX съезда. И уже год спустя в 1957 году, он выходит на поэтическую сцену с манифестом. Как выпускник Московского архитектурного института (МАРХИ) он пишет:

Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
Коровники в амурах,
Сортиры в рококо!


Прощание с архитектурой было прощанием со сталинизмом, с пышными барочными формами. Он прошел всю эволюцию шестидесятника - от гонений властей, когда Хрущев кричал на него «Уйдите к своим заокеанским покровителям! Я скажу Шелепину, он выпишет вам загранпаспорт», - были и такие времена, до того, что в 1978 году он был первым из поэтов-шестидесятников, кто получил Государственную премию.
Он зафиксировал сдвиг, который произошел в нашем обществе, в котором зародился средний класс, советский средний класс. Миллионы, пара десятков миллионов людей. Этим людям и об этих людях он писал про смену: «Меняю Выхино на Пресню, меняю Зыкину на Пресли». Эти размены и сдвиги невероятно четко, хорошо зафиксированы Вознесенским.
Сдвиг, когда смешалось высокое и низкое, высокая поэтическая культура и в то же время шлягерная. Ведь именно он написал «Миллион алых роз», «Плачет девушка в автомате», «Я вам спою». Он – автор первой советской рок-оперы «Юнона и Авось». И он же зафиксировал некий разворот к глобализации, к глобальному. Говорил на равных с небожителями - с Сартром, Пикассо, Артуром Миллером, Генри Муром. Знаете, его можно сравнить с еще двумя людьми: Борисом Гребенщиковым и недавно ушедшим от нас Георгием Гачевым. Вот они трое, один в философии и культурологии, второй в поэзии, третий в рок-музыке, осуществляли некую глобализацию советского массового сознания на грани постмодерна и популяризации, сдвиг по форме.

Вознесенский, конечно, формалист, и форма у него очень синкопирована. Он вышел из Цветаевой, у него очень много цветаевских тире. И эта синкопа, какое-то джазовое чувство ритма, делает его ближе к западному, американизированному сознанию.

Сдвиг в метафоре. Метафора – ведь тоже своего рода сдвиг смысла. Валентин Катаев называл его поэзию «депо метафор». Это совершенно удивительная вещь - сравнить глаз кота с радиоприемником, который своим зеленым яблочком ловит мир, сравнить дубовый лист с виолончелью, или совсем какие-то опасные метафоры, например, «чайка - это плавки Бога». Метафора на грани вкуса.

Вознесенский - московский поэт. Тот сдвиг по форме, который существует в многоликой, многоязыкой шумной Москве. Не случайно он родом из одного двора с Андреем Тарковским. Это Москвич.

 

Канал «Культура» http://www.tvkultura.ru/news.html?id=226830&cid=54