|
Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.
Поэт Андрей Вознесенский отмечает юбилей 12 мая. В этот день телеканал
«Культура» покажет документальный фильм «Поэзия и время» о жизни и творчестве поэта (начало в
22:45), а сразу после фильма телезрители увидят спектакль «Юнона и Авось» (начало в
23:50) театра «Ленком», автором текста к которому стал
Историк Сергей Медведев об эпохе Андрея Вознесенского:
Андрей Вознесенский – это поэт сдвига. Сдвига, который произошел со всеми нами,
с нашим сознанием, с миром в 60 - 80-е годы. Прежде всего, он - шестидесятник,
человек, вышедший из XX съезда. И уже год спустя в 1957 году, он выходит на
поэтическую сцену с манифестом. Как выпускник Московского архитектурного
института (МАРХИ) он пишет:
Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
Коровники в амурах,
Сортиры в рококо!
Прощание с архитектурой было прощанием со сталинизмом, с пышными барочными
формами. Он прошел всю эволюцию шестидесятника - от гонений властей, когда
Хрущев кричал на него «Уйдите к своим заокеанским покровителям! Я скажу Шелепину, он выпишет вам загранпаспорт», - были и такие
времена, до того, что в 1978 году он был первым из поэтов-шестидесятников, кто
получил Государственную премию.
Он зафиксировал сдвиг, который произошел в нашем обществе, в котором зародился
средний класс, советский средний класс. Миллионы, пара десятков миллионов
людей. Этим людям и об этих людях он писал про смену: «Меняю Выхино на Пресню, меняю Зыкину на Пресли». Эти размены и
сдвиги невероятно четко, хорошо зафиксированы Вознесенским.
Сдвиг, когда смешалось высокое и низкое, высокая поэтическая культура и в то же
время шлягерная. Ведь именно он написал «Миллион алых
роз», «Плачет девушка в автомате», «Я вам спою». Он – автор первой советской рок-оперы «Юнона и Авось». И он же
зафиксировал некий разворот к глобализации, к глобальному.
Говорил на равных с небожителями - с Сартром, Пикассо, Артуром Миллером, Генри
Муром. Знаете, его можно сравнить с еще двумя людьми: Борисом Гребенщиковым и
недавно ушедшим от нас Георгием Гачевым. Вот они
трое, один в философии и культурологии, второй в
поэзии, третий в рок-музыке, осуществляли некую глобализацию советского
массового сознания на грани постмодерна и
популяризации, сдвиг по форме.
Вознесенский, конечно, формалист, и форма у него очень синкопирована. Он вышел
из Цветаевой, у него очень много цветаевских тире. И
эта синкопа, какое-то джазовое чувство ритма, делает его ближе к западному,
американизированному сознанию.
Сдвиг в метафоре. Метафора – ведь тоже своего рода сдвиг смысла. Валентин
Катаев называл его поэзию «депо метафор». Это совершенно удивительная вещь -
сравнить глаз кота с радиоприемником, который своим зеленым яблочком ловит мир,
сравнить дубовый лист с виолончелью, или совсем какие-то опасные метафоры,
например, «чайка - это плавки Бога». Метафора на грани вкуса.
Вознесенский - московский поэт. Тот сдвиг по форме, который существует в
многоликой, многоязыкой шумной Москве. Не случайно он родом из одного двора с Андреем Тарковским. Это Москвич.
Канал «Культура» http://www.tvkultura.ru/news.html?id=226830&cid=54