Белла
АХМАДУЛИНА,
лауреат Государственной премии России
Суть творчества – яркость и оригинальность
таланта.
Фазиль ИСКАНДЕР,
лауреат Госпремии СССР
Мне Андрей Вознесенский близок тонким лиризмом
лучших стихов, высоким темпераментом, естественной оригинальностью формы. У
него всегда свой, легко узнаваемый голос.
Ирина БОГАТЫРЁВА,
автор повести «Stop!
или Движение без остановок»
Для меня Вознесенский принадлежит своей эпохе:
время культурного голода, массовой популярности поэзии, многолюдных публичных
чтений в Политехническом музее. Вознесенский – бренд
своего времени, имя, неразрывно с ним связанное в ассоциативном ряду. Сейчас
это почти миф, многие ностальгируют по тем годам, литераторы считают себя
невостребованными потому, что на поэтические вечера не собираются толпы, хотя
вряд ли подобная ситуация нормальна для культуры, скорее это была реакция,
поиск выхода из культурного глушняка. Вознесенский сделал то в литературе, что
назревало и должно было произойти.
г. УЛЬЯНОВСК
Евгений ПОПОВ,
автор альманаха «Метрополь»
Привлекает энергия его текстов, энергия его
поэтической личности, энергия жизни, молодости. Стихи Вознесенского я знал с
юности, ещё до знакомства с ним. Обожаю его «Треугольную грушу». Для нас это
был тогда знак из другого мира, из другой цивилизации. Её ругали за формализм,
хотя она выдержана в правоверных тонах. Одним из лучших его шедевров также
считаю романс из рок-оперы «Юнона и
Авось».
Ольга РЫЧКОВА,
поэт, критик
Он не относится к числу «моих» поэтов, да и время
«шестидесятников» уже прошло. Хотя мой сын для будущего экзамена по литературе,
готовя вопрос «творчество современного русского поэта», выбрал стихи
Вознесенского. Как говорил Андрей Платонов, «без меня народ неполный» – так и
без Вознесенского картина литературы ХХ века была бы гораздо бледнее и
неинтереснее.
Валерий ГАНИЧЕВ,
председатель Союза писателей России
Дело в том, что в 60-е годы всякое поэтическое
слово – и эстрадное, и народное – нам было очень близко и интересно. В 1964
году Андрей Вознесенский пришёл в журнал «Молодая гвардия», где я тогда работал
заместителем главного редактора, с поэмой «Оза». Она
показалась нам интересной. Однако поэма в верхах кому-то не понравилась. За её
публикацию как зам главного редактора я получил выговор, который, правда, через
день был снят. Потом, будучи директором издательства «Молодая гвардия», я
напечатал две его книги стихов.
В период моей работы главным редактором в
«Комсомольской правде» Вознесенский одно время был невыездной.
И он попросился поехать с творческой бригадой «Комсомолки» на Северный полюс. Я
без всяких согласований рискнул отправить его туда. После возвращения с полюса
он написал неплохие стихи.
Не скажу, что всё в творчестве Вознесенского я
принимаю. Какие-то его стихи – чересчур фигуральные, архитектурные – отдают экспериментаторством. Но есть у него произведения,
написанные с чувством, с душой. В любом случае, несмотря на наши идеологические
расхождения, я отношусь к нему с уважением.
Денис ГУЦКО,
лауреат Русского Букера
Вознесенский для меня – просто очень хороший
поэт. Из поэтов-хранителей – тех, кто сохраняет русскую поэтическую речь,
поддерживает в ней жизнь. Умеют – или просто у них так получается – в каждом
слове уважать его исконное звучание, смысл – и одновременно находить в словах
какие-то новые грани, новые глубины. Примерно как если бы распорядитель
торжественного ужина взял бы да и рассадил знатных
гостей не по протоколу, а как ему хочется – и все, конечно, восприняли это как
хулиганство, а вместо торжественного ужина вышла довольно нервная, но
задушевная беседа, пьянка и многоголосица. Для меня
Вознесенский – такая смесь интеллектуального хулиганства и задушевной беседы.
г. РОСТОВ-на-ДОНУ
Литературная Россия, 16.05.08. http://www.litrossia.ru/article.php?article=2892