Мозаика и
парабола
Андрею Вознесенскому исполнилось 75 лет
2008-05-13 / Евгений Лесин
|
Вчера
Андрей Вознесенский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II
степени. А президент России Дмитрий Медведев поздравил поэта, назвав его «певцом
своей эпохи».
Сейчас
Москвы уже нет почти. Только Замоскворечье. И то беспощадно уничтожают.
Для
тех, кто не знает, поясню: метро «Павелецкая», сразу
за Садовым кольцом. Трамваи до сих пор ходят, по Дубининской.
В одном из тех переулков был замечательный Медицинский вытрезвитель (если не
ошибаюсь, № 2), он и сейчас есть, только, кажется, не работает. На Строченовском он переулке вроде бы.
Там
же недалеко, в тех краях, живет писатель Игорь Яркевич.
Вот, говорит Яркевич, Щипок. И кто теперь знает, что
там жил Тарковский, что там жил Вознесенский? Никто. Все знают только, что на Дубининской был ЮКОС. Слово, кстати, из лексикона Андрея
Вознесенского. Юкось-накось. Хорошие места, товарищи.
Честно, очень хорошие, хоть их и пытаются уничтожить и изгадить.
Но Москва, надеюсь, сильнее. Всех сильнее.
И
поэзия тоже штука не слабая. Не надо перо к штыку приравнивать, перо, граждане,
сильнее. Потому что долговечнее. Не само, конечно, перо, а то, что им написано.
«Леса мои сбросили кроны,/ пусты они и грустны,/ как ящик с аккордеона,/ а
музыку унесли», – писал Вознесенский в 1961 году. Уже после Московского архитектурного
института, уже после знаменитого «Я – Гойя!», после
общения с Пастернаком, после первых сборников «Мозаика» и «Парабола». Ага,
мозаика и парабола. Он так и писал всегда, и сейчас так пишет – сплошные мозаика и парабола. Не гипербола, нет, милые, именно
парабола.
Игра,
конструкция, архитектура – вот чем определяется поэт и художник, инсталлятор и
изобретатель Андрей Вознесенский. Его если и сравнивать с кем-то, то с Леонардо
да Винчи. Потому что за все берется, и все у него получается. Один из немногих
поэтов, чьи стихи помню с детства. Сейчас процитирую, возможно, неточно, потому
что по памяти.
Фиалочка
с филфака
болонью
запахнет.
Приколота
асфальту
на
мокрый отворот.
Пикетчица
надежды,
чесала
бы домой.
Как
ультиматум держит
часы
над головой.
Вы
только представьте – как ультиматум. Нет, здесь каждая строчка хороша, и про
асфальт, и про филфак. Но все-таки – как ультиматум...
А
сейчас Вознесенскому – 75 лет. Юбилей, как любят говорить члены РАН и РАЕН. РАН
и РАЕН – тоже как из стихов Вознесенского. Потому что он любит вычурное,
фигурное, стихи-проекты, стихи-кунштюки.
Никита
Хрущев кричал на него: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин
Вознесенский!». И был не прав. Вознесенскому паспорт не нужен, он – гражданин
русской литературы. И самое главное: он не господин. Он товарищ. Не в
опошленном большевиками смысле, а в самом настоящем. Он стоит на полке в каждом
доме. Книги его стоят. Мой товарищ Лев Васильевич Пирогов приревновал свою
девушку к его портрету, разбил и портрет и руку. Зря, конечно, разбил. Но факт
остается – в каждом доме. В каждом доме обязательно есть Вознесенский.
А
теперь у него юбилей. Что ж, надо поздравить. Что я вам, товарищи, и советую. И
знаете, как? Знаете, разумеется. Возьмите томик и перечитайте. «Где время
верное, Куратор?/ – спрошу, в затылке почесав./ На государственных курантах/
иль в человеческих часах?../ Двойные времена болят./ Но в подсознании моем/
есть некий Третий циферблат/ и время верное – на нем».
Между
прочим, стихи 2001 года.
Независимая газета, 13 мая. http://www.ng.ru/culture/2008-05-13/16_voznesensky.html