Не правда
ли, в эту новость трудно поверить: Вознесенскому — 75! Может
быть, потому трудно, что «Талант — единственная новость, которая всегда нова»
(Пастернак) и, добавлю, — удивительна. А возможно, оттого, что мы все
как будто знаем Вознесенского с его 14 лет, когда он пришел со своей первой
тетрадочкой стихов как раз к Борису Пастернаку. Ну а потом
была ранняя оглушительная слава этой четверки: Ахмадулина, Вознесенский,
Евтушенко, Рождественский — собиравшей стадионы, как на Западе рок-группы. И молодые голоса этих поэтов врезались в
память и остались на пленках, да и в кино — в «Заставе Ильича» Хуциева. Врезалось в
память и другое: как Хрущев кричал и топал ногами на
совсем молодого Вознесенского на встрече правительства с творческой
интеллигенцией. Почему именно на него? Вот у Евтушенко, например, были в
стихах и более резкие публицистические высказывания… Думаю,
причина в глубоких эстетических разногласиях Андрея Андреевича с советской
властью. Сам его поэтический язык был категорически чужд «большому стилю» и
псевдонародным имитациям, которые именовались соцреализмом.
Да и просто на сером фоне политически и стилистически «правильных»
стихотворцев метафоры Вознесенского смотрелись до неприличия, раздражающе
ярко. Даже в поэме
о Ленине «Лонжюмо» (1962 — 1963) он умудрился
нарисовать такую вот эротично-метафорическую картинку: Земля, А еще в этой
поэме Вознесенский задал несколько крамольных для того времени вопросов:
«Скажите, Ленин, где победы и пробелы? \ Скажите — в суете
мы суть не проглядели?», «Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?» или про
застрелившегося Орджоникидзе — «Что вам снится? Плотины Чирчика? \ Первый
трактор и кран с серьгой? \ Почему вы во сне кричите, \ Серго?!». Это в 90-е
новоявленные демократы, только что спрятавшие свои партбилеты, улюлюкали
вслед беспартийному поэту: ату его, он про Ленина поэму сочинил. А вот в
семидесятые мой личный стукач Анатолий М., возвращая
пластинку с записью «Лонжюмо» в авторском чтении,
не мог скрыть потрясения: как такое могли издать и почему этот Вознесенский
не сидит в тюрьме или психушке. Раздражал Вознесен¬ский и коллег по цеху — ну как можно так
нескромно писать: …в
прозрачные мои лопатки А дело все в
том, что его дар действительно не скромный, а крупный и — прозрение
подтвердилось — «Андрей Вознесенский» уже есть и, несомненно, будет в русской
литературе. Как, кстати, и в русском театре. В долгой
жизни на сцене нашей лучшей рок-оперы «Юнона и Авось» абсолютно уверен (уже четверть века с лишним она —
визитная карточка «Ленкома»). И все новые поколения
влюбленных будут слушать и петь «Ты меня на рассвете
разбудишь…» и «Красный шиповник». Должна же молодежь отвечать поэту
взаимностью! Он сам,
сколько лет я с ним знаком (а это уже тридцать три), всегда интересовался
молодыми — прежде всего поэтами и рокерами. Когда в 18 лет я приехал в
Москву, тогдашний капитан «Алого паруса», страницы для тинейджеров
«Комсомолки», Юра Щекочихин сказал, что меня просит позвонить Вознесенский, —
о, это походило на чудо!.. (Оказалось, что И сегодня
его внимание к молодым не ослабло. В феврале Вознесенский вел вечер,
посвященный дню рождения Пастернака. А по окончании подошел ко мне и еле
слышно прошептал — у него почти совсем пропал голос, — что робко выступивший
на вечере юный поэт из Харькова кажется ему
интересным и не попросить ли мне его стихи для газеты. Может быть, так А такая
школа, или, точнее, ремесленное училище («путяга»)
действительно есть. Те, кто здесь учился, безусловно, овладели ремеслом,
стихотворной техникой. Остальное уже дело судьбы и уровня одаренности
каждого. Пока ни один
ученик учителя не превзошел. Вознесенскому, несмотря на 75, рано надписывать
свои книги знаменитым «победителю ученику от
побежденного учителя». 12.05.2008 |
Новая газета http://www.novayagazeta.ru/data/2008/33/26.html
— Известно, что цыплят по осени считают, а поэтов —
по периодам: ранний — поздний. Реже — зрелый. А что
вы думаете о своих творческих периодах? — О своих
периодах самому поэту говорить трудно. В ранней юности, например, у меня был период любви к Пастернаку. Но когда Борис
Леонидович начал хвалить мои стихи за то, что они, наконец, стали похожи на
его (даже некоторые строчки совпадали), я испугался. И чтобы не попасть
окончательно под мощное влияние Пастернака, я стал придумывать себе другие
периоды. Например, период Велимира Хлебникова. А если серьезно, то считаю, что у поэта
бывает два периода: музыкальный и видео. — Ваш музыкальный период — довольно увесистый. От
песни «Миллион алых роз» до крупных форм с Щедриным
и Рыбниковым. На ваши стихи сочиняли музыку лучшие композиторы того времени: Бабаджанян, Таривердиев, Паулс,
Мартынов… Да и сегодня, я знаю, молодые рэперы воспринимают многие ваши стихи как классные
тексты. А видеопериод — это ваши
видеомы? — Да, он
длится последние лет десять. Хотя, конечно, в чистом виде оба эти периода не
существуют. — У вас никогда не было чувства, что какие-то ваши
стихи написал совсем другой человек? — Было
наоборот. Когда-то в Ялте я проснулся в гостинице и увидел на столе листок,
исписанный моей рукой. Это было стихотворение, которого я не знал. Вероятно,
оно мне приснилось, я встал и записал. Некий голос пытался мне внушить, что
стихотворение не мое. Но я точно знал, что это не так. Это было: «Ты меня на
рассвете разбудишь…». — Кстати, о голосах. Если поэт и вправду пророк, то
вы наверняка себе или стране что-нибудь накаркали? — Пастернак
никогда не разрешал писать о смерти и болезнях. — Судя по вашим стихам, вы Пастернака ослушались. — Я его
обманул. Помня, что само пророчество закодировано не в смысле, а в словах, я
в стихах местоимение «я» заменял на «ты». Хотя в
детстве я напророчил технический прогресс. Это были стихи о птицах: Крылья
прижимаются, как руки, А в основном
у меня не пророчества, а предчувствия. Однажды в Новосибирске, совсем
молодым, опьяненный бурными аплодисментами и проводами, я приехал в аэропорт
в окружении своих поклонников. Сдал багаж. А в самолет не сел. Самолет этот
разбился. А когда я
последний раз виделся с Робертом Кеннеди, он сидел под лампой, и я почему-то
увидел, что он не живой. Решил, что это из-за освещения. Я сказал об этом
Алену Гинзбергу. А через месяц Роберта убили. Он
был молодой, мускулистый, полный сил. — А вы сами следовали чьим-нибудь предостережениям? — Никогда.
Во мне вообще нет никакого смирения. Я так и не научился склоняться под
ударами судьбы. — Я знаю, что ваша жена Зоя Богуславская полюбила вас
сначала за стихи, а потом — за смелость. Я видела документальный фильм, где
тогдашний глава СССР Никита Хрущев обрушил на вас поток гнева. А вы всего
лишь хотели прочитать стихотворение. И что меня поразило: вы не стали
оправдываться, дескать, Никита Сергеевич, вы меня не так поняли! Не
извинялись. Вы пытались остановить его, громко требуя: «Дайте мне договорить!
Дайте мне договорить!». Неужели не испугались? — Это звучит
нескромно, но я всегда был уверен, что ничего со мной не случится — у меня
другое предназначение. Предчувствие другой судьбы. — Что вы чувствуете по поводу нынешнего изгнания
поэзии за пределы общественного внимания? — Сама
поэзия осталась такой же, как и была. На периферию внимания ушла плохая
поэзия, а хорошая — осталась. Конечно, она не завоевывает стадионы, как в
60-е, но поэзия и не предназначена для стадионов. Тогда она заменяла и
политику, и религию. — — Я никогда
не отмечал свой день рождения двенадцатого числа. Так будет и сейчас.
Юбилейный вечер я назначил на 14 мая. Он пройдет в театре Фоменко. Да-да,
именно в театре. P.S. Одно из последних стихотворений Андрея
Вознесенского, предоставленных «Новой». Разные книги Бог
наполнил Библию Май 2008 12.05.2008 |
Новая газета. http://www.novayagazeta.ru/data/2008/33/27.html