"Формалист"
Вознесенский – поэт среднего класса |
|||
|
|||
|
|
|
«Я гражданин Соединенных Чатов», - так несколько лет назад
провозгласил в Сети свое кредо знаменитый поэт. С трудом верится, но Андрею
Вознесенскому сегодня исполняется 75 лет. Руку на пульсе общественной жизни
что он разместил свою поэму в Рунете, а всеми своими стихами. Стихотворения поэта
довольно быстро выходят в книжных издательствах, а он зачем-то не поленился
залезть в Интернет. Чтобы поиграть новыми рифмами, вроде ru
или net ? Конечно же, нет!
Такая формальная поэзия долго не живет, а Вознесенский печатается с 1960-х
годов. Более 40 лет на Парнасе - живой классик. Автор первой советской рок-оперы «Юнона и Авось»,
спектакля Театра на Таганке «Антимиры», а также многочисленных шлягеров, как
«Миллион алых роз», «Плачет девушка в автомате», «Я вам спою» - Вознесенский
традиционен по форме и актуален по содержанию. «Мы в церкви держим в левой свечки, чтоб Бог нас
лучше понимал». Здесь и отсылка к строкам Высоцкого о куполах, которые на
Руси кроют золотом и одновременно намек на бывшую партноменклатуру в одночасье променявшую «красные уголки»
на церковные службы. Это взгляд советского интеллигента на родную историю,
его отклик на традиционные темы русской интеллигентской традиции. «Он зафиксировал
сдвиг, который произошел в нашем обществе, в котором зародился средний класс,
советский средний класс. Миллионы, пара десятков миллионов людей. Этим людям
и об этих людях он писал про смену: «Меняю Выхино
на Пресню, меняю Зыкину на Пресли». Эти размены и сдвиги невероятно четко,
хорошо зафиксированы Вознесенским», - полагает историк Сергей Медведев. Первый сборник стихов
Вознесенского «Мозаика» был выпущен во Владимире, исконном центре русского
православия. «Поэзия Вознесенского соединяет мозаику
зрительных образов и поток музыкального звука, - отмечал еще в 1966-м году
молодой американский исследователь Джеймс
Хэдли Биллингтон
(James H. Billington). – Он как бы
воспринял толику исконного духа древней православной культуры, что была
способна чувственным путем выражать сверхчувственные идеи. В нем, ученике
Пастернака, который сумел вобрать в свою поэтическую речь множество
современных идей, по-настоящему возобновилась поэтическая традиция
серебряного века». |
|
|||||||||||||||||||
Официальная критика
навесила на Вознесенского ярлык, обвинив его в «формализме». Сам поэт
говорил, что у него больше всего поклонников среди ученых. По его словам,
тем, кто непосредственно занят изучением сложных и тонких природных
феноменов, в искусстве нравятся такие же
качества. Подобную
точку зрения разделяли многие шестидесятники. Так, Евтушенко подчеркивал, что
искусство времен телеги несовместимо с искусством космической эпохи. С космической эпохой
связан следующий анекдот, о котором рассказал на страницах книги Е. Абелюка и Е. Леенсона «Таганка:
личное дело одного театра» режиссер Юрий Любимов. «Это было во времена, когда американцы
высадились на Луну. А в спектакль «Берегите ваши лица» Андрей Вознесенский
все хотел вставить фразу: А луна канула» - это перевёртыш. Меня обвинили, что
я издеваюсь над нашими неудачами в космосе, написали донос в Политбюро». С упомянутым
спектаклем произошел еще один казус. На совещании в Управлении культуры, где
обсуждался спектакль по стихам А. Вознесенского «Берегите ваши лица», в числе
требований к авторам были и такие: название эпизода «Гетто в озере» заменить на «Лагерь в озере», еврейские фамилии в
посвящении - убрать. Так вместо «Бирман» в
спектакле появился «Бойко». Поэт для Вознесенского
– утверждали зарубежные искусствоведы в первой половине 60-х годов - носитель
пророческой миссии, а отклик слушателей – «почти осязаемое выражение
чувства», которое оставляет их души «распахнутыми подобно женщине, которую
только что поцеловали». Игорь Буккер |
|||||||||||||||||||
|
http://www.pravda.ru/culture/cultural-history/personality/12-05-2008/267231-vosnesenskiy-0