Андрей
Вознесенский: Обезьяна мысли
Вместо предисловия - выписка из истории болезни: «Пациент
Вознесенский А. А. 5 февраля 2004 г. получил черепно-мозговую травму. Утрата
сознания - 15 минут. Большая потеря крови. Гематома в области глаза.
Требуется томография и госпитализация».
- Что приключилось, Андрей Андреевич?
- В общем-то ничего особенного, все банально...
Обошлось без гипса. Это не первое сотрясение мозга в моей жизни. Такое уже
раз шесть случалось. Году в 76-м, помню, мы с Олжасом
Сулейменовым возвращались в Алма-Ату с творческого вечера, который по
традиции завершился банкетом. Олжас нажал на педаль
газа сильнее, чем следовало, и машина вылетела в кювет. Я провел в больнице,
наверное, с месяц. Это первый случай. В последний раз такое было накануне
вечера памяти Высоцкого. Я не мог не пойти, хотя врачи запрещали. С тех пор
голова и болит.
- И сейчас?
- Уже получше, спасибо. Но я вас позвал не для
того, чтобы на здоровье жаловаться. Случившееся натолкнуло меня на некоторые размышленияѕ В
итоге родились стихи «Потрясенные мозги». Как известно, по восточному
календарю 2004-й считается годом Обезьяны, а для меня это - год поэзии. Ведь
что такое метафора? Обезьяна сознания, она передразнивает реальность,
абсорбирует абсурд. Рифма тоже - музыкальная обезьяна.
- А почему из двенадцати месяцев вы выбрали март? Неужели и вы, Андрей
Андреевич, закладываете политический подтекст, держите в уме президентские
выборы?
- Для меня март ассоциируется не с политикой, а с премией Бориса
Пастернака, которую будем вручать в Бетховенском зале Большого театра 16
марта. Впервые в этом году будет вручаться «Знак Пастернака», который сделан
из белого золота по моему эскизу - спонсор и изготовитель Феликс Комаров. У
нас есть роскошные претенденты. Например, это такие мощные фигуры, как М. Гаспаров и Л. Флейшман, или
Виталий Кальпиди, лидер уральской поэтической
группировки, или петербуржец С. Стротановский,
кудрявый ангелок из Чикаго Илья Кутик. Или
харьковчане Александр Кривенко и Денис Ворошилов, каждому из которых по 22
года. Жюри будет кого выбрать. Знаете, почему поэзия
процветала в годы репрессий? Под давлением литература пружинила,
сопротивлялась. Сейчас в бывших союзных республиках идет наступление на
русский язык, и поэты, пишущие по-русски, пытаются бороться доступными им
методами. Мы это заметили еще на последнем «Триумфе». В этом году среди
номинантов оказалось неожиданно много молодых поэтов. Елена Шварц, Ленор Горалик, Инга Кузнецова, П. Чечеткин, Земфира Рамазанова,
рок-певицаѕ
|
- В Интернете
написано, что Земфиру на «Малый Триумф» выдвинула Инна Чурикова.
- Интернет,
конечно, бог, но и он ошибается. Земфиру я выдвинул.
- Вы знакомы?
- Конечно. Недавно она пела на вечере «Триумфа» в Центральном доме
литератора. Я написал про нее: «Земфира, Зема, дает
фору неземному семофору».
В ней чувствуется новое поэтическое мышление. Взять, к примеру, «СПИД» или
«Хочешь, я убью соседей»ѕ
- К вручению премии Пастернака рассчитываете окончательно оклематься от
сотрясения?
- Мне надо слетать в Екатеринбург, провести там творческий вечер, потом
собираюсь в США на фестиваль русской культуры. Так что о происшествии с головотрясением надеюсь поскорее забыть.
РАДИ ТЕБЯ
Ради тебя надрываюсь на радио - вдруг Ты
услышишь, на службу идя.
Я в этой жизни живу Тебя ради, ради Тебя.
Я тренажеры кручу Тебя ради, на
пустом месте педали крутя.
В жизни, похоже, я кем-то украден.
И надо мною кружат ястреба.
Между убийцами выбор и пройдами.
Не ради "зелени" и тряпья, не для народа я пел, не для Родины -
ради Тебя, ради Тебя.
Точно на диске для радиолы дактилоскопическая резьба - без
Твоих пальчиков мне одиноко!
Приди ради Бога, ради Тебя.
Не в Петербурге, не в Ленинграде - в небе над
Невским мы жили с Тобой.
Третий глаз в лоб мне ввинтишь Тебя ради антикокардой.
Это любовь.
В моих фантазиях мало доблести, жизнь виртуальную торопя,
я отучаю Тебя от комплексов ради Тебя, ради Тебя.
Пусть пародийны мои парадигмы.
Но завтра сбудется трепатня.
Если умру я, повторно роди меня - роди ради Бога, ради Тебя.
МТС
Раньше гений и балбес мыслили по-сталински:
"Наша гордость - МТС - машинно-тракторные станции".
Пришел прогресс. И денег без мамаша плачет. С нею
дети:
"Нас обсчитала МТС - улов Мобильной ТелеСети".
Прогресс, мамаша - темный лес.
И деньги Ваши не вернутся.
Читайте слоган: "МТС -
Мошенники Только Смеются".
Прочесть бы слоган, хоть отчасти, в мартышкин год,
среди Москвы:
"Мартышкам Требуется Счастье".
Хотя б мартышкам...
Но, увы...
МОРЕ
Море - и женщина, и мужчина.
Встанет коллажно, ляжет на спину.
Глупо расспрашивать про причины.
Море разглаживает морщины.
Спят пеликаны, как нож перочинный.
Сколько отважных море мочило!
Пляж не лажает тебя.
Молодчина!
Горе не страшно. Оно - не кручина.
Море разглаживает морщины.
ДЕНЬГИ ПАХНУТ
Деньги пахнут будущим, тем, на что их тратим -
для детсада булочкой или же терактом.
Деньги пахнут жизнью, мыслью миллионов.
Пахнут потным жимом нищих чемпионов.
Деньги пахнут женщиной, страстною мотовкой, чуждой сбереженщине...
Новенькой церковкой.
Богом деньги пахнут, детским марципаном.
Баху, как и Пахмутовой, нужны меценаты.
Пахнут волей, Господи, иногда тюрягою.
Чем их больше копите - больше их теряете.
Впрочем, неприлично говорить о деньгах.
Как хвалиться лично, сколько трахнул девок.
Живите незапахнуто, даже тот, кто в розыске.
Удобренье пахнет будущими розами.
***
Как палец, парус вылез.
И море - в бигуди.
И чайки смелый вырез
у неба на груди.
НЕ СЕТУЮ
Рыбу третьей свежести едим из Сетуни.
Поэты третьей свежести набрались сил.
Но не бывает Отечества третьей степени.
Медведь вам на ухо наступил.
Мое Отечество - вне всякой степени,
как боль, как благовест, как Бога данность -
к нему, точно к песне, всегда не спетой,
испытываю благодарность.
МУЖЧИНА ИЗ ЗЕРКАЛА
1.
Где охранники?!
Крыша съехала?..
Молодой мужик в ресторане
разбил зеркало.
Почему он в кровоподтеках,
точно в буром плиссе-гофре?
И сияют осколки стекол,
точно радуга на лице.
Мы в руках его держим цепко,
оттягиваем, как рогатку.
Отпускаем. Вновь летит в зеркало.
Вот загадка.
Может, тяжко в его дому?
Он развелся. Бить стало некого.
Почему
он разбил зеркало?
Почему от земного вращения,
как на дне рожденья, блюем?
Почему к себе в отвращении
в отраженье свое плюем?
Почему он подался в спекули?
Добрым пекарем быть рожден.
Почему мы глядимся в зеркало,
а оттуда - Наполеон -
сюр-тучные ручки сложив,
вылезает?
Слоеный. И кремом залит.
2.
А за ним - человекоподобные батоны,
пиротехнические пирожные
халы, плетеные, как косы,
глазурованные, зеркальные, как шкапы, карпы,
печеные пичуги - почемучные изделия...
Человекообразные образины.
Человекоподобные объясняли.
Обезьяноподобные оборжали.
Бесподобные обожали.
Преподобные - без изъяна - обязали.
Ничегоподобные облизали...
Говорил же мне Ионесси,
что придет Годо - год "О",
год Обезьяны.
Бог отвернулся. Абы занят.
На Земле пошел зоосад.
Кто-то нашу жизнь обезьянит,
вставив в зеркало красный зад.
И летят обезьяны с мигалками -
мак смак! смаксмакс...
Нас с трудом обезьянит Галкин
Макс...
Почему меня панируют?
Кайф макакам? -
Ставят в печь! В глазурь полируют -
фиг с маком.
Мой кулак снес мне полчелюсти.
И мигает над губой
глаз на нитке. Зато в целости!
Вечный бой с самим собой.
Я мечтал владеть пекарней
где жаровни с выпечкой,
чтоб цедить слова шикарно
над губою выпяченной.
Чтобы делать беззаконней
обезьяны не могли,
мчитесь, сахарные кони,
в марципановой пыли!
3.
Но внезапно адепт пекарни
и невольник частного сектора
получает удар зеркальный -
бьет зеркало!
Почему лицо обрезая,
вышибая из глаз молекулы,
Бьет, ответная обезьяна,
бей зеркало!
Бей, двойник почему мучимый,
бей зеркало,
панированного мужчину
с вытаращенными зенками!
ОБСъЕли. Кремлевские ели.
Тоже мне Макаккиавелли!
Мы - кал небесных зеркал.
В тинистом озерке в Переделкино
отражение боль удваивает
- зеркалозеркало, кал озерка -
Где б ты ни был, найдет тебя зеркало
И ударит!
Почему зерколлажи мутные?
Почем детские почемультики?
Почему жужжат в моем ухе
почемухи?
Кем зеркально самоназвана
"интеллигенция - говно"?
Не говно мы - совесть
нации.
Но не все ль это равно?
4.
Почему у нас нет просто Пекаря?
Куда ж делся он? - вот вопрос.
Почему нам не виден в зеркале
человекоподобный Христос?
Я в ответ Тебе промычу,
как Суворов, прокукарекаю,
промолчу - почему, почему
я не разбил зеркало.
|