Андрей Вознесенский - сайт клуба "Авось!"


Стихи и поэмы

Проза 

Видеомы

Критика 

Вознесенский в Интернете

Выступления, интервью

Биография

Новости, колонка редактора

Клуб "Авось!"

Отзывы читателей

Гостевая книга

На главную страницу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В России сегодня нет литературной критики. В советские годы, стоило крупному литератору написать поместить в толстом журнале повесть или поэту выпустить сборник, «Литературная газета» и толстые журналы моментально откликались, возникали целые дискуссии. Другое дело, что часто именно самые талантливые поэты и писатели по какому-то сговору или указаниям сверху замалчивались. Но их имена все-таки время от времени проскальзывали, умным читателям было все ясно. Шел так называемый литературный процесс.

Теперь запретов нет, но и литературный процесс тоже закрылся. Пристроившиеся в периодике критики пишут большей частью о тех, кого уж давно нет, в обзорах мелькают имена сорокиных и пелевиных. Найти среди огромного количества напечатавших за свой счет поэтические сборники самых достойных молодых авторов – занятие безнадежное.

Как в этой ситуации быть нам, членам литературного интернет-клуба? Выход один: самим писать. Положительно ответить на пастернаковский вопрос «об авторстве его и праве дерзать от первого лица».

Андрея Вознесенского советская литературная критика замалчивала. После 1964 года его сборники вообще не рецензировались!  За одним исключением: «Витражных дел мастер» был выдвинут на Государственную премию, и «Литературка» была вынуждена что-то процедить сквозь зубы. (Когда-нибудь Андрей Андреевич, наверное, расскажет, кто из сильных мира того способствовал награждению).

И это в то время, когда Вознесенский собирал многотысячные залы в любом городе Советского Союза, когда его сборники становились библиографической редкостью в день выпуска тиража!

Кстати, сами-то поэты иерархию чувствовали. Расскажу один эпизод, свидетелем которого я стал.

4 июня 1980-го года в Большом зале Ленинградской филармонии состоялась встреча с авторами и редакцией издательства «Советский писатель» с участием Вознесенского. Понятно, каким событием это было для меня; о билетах для себя, своей семьи и друзей я позаботился заранее.

Публика ожидала не слишком долго. Первым на сцену вышел Михаил Дудин и уверенно направился на центральное место ведущего. За ним гуськом шли дамы, из которых помню замечательных Юнну Мориц и Майю Борисову. И тут возникла пауза. Мужчины не появлялись, за входной портьерой ощущалась какая-то сумятица. И после этого на сцену чуть ли не вылетел от толчка в спину Вознесенский. Видимо, так окончились препирательства типа «нет, только после Вас». Кто бы осмелился выйти перед Вознесенским! Думаю, что вытолкнул Андрея либо Дементьев, либо Костров.

Но это не все. Дудин на правах председательствующего и Героя Социалистического Труда оставил свое выступление напоследок, а перед ним выступал Вознесенский. Публика не отпускала Вознесенского, устроив непрекращающуюся овацию. Тогда Андрей снова вышел на авансцену и, дождавшись тишины, объявил: «Выступает Михаил Дудин». И тут случился конфуз. Вся галерка и многие из партера встали и ушли. Мне было жаль Дудина. Он был все-таки настоящим поэтом, да и человеком хорошим. Но нужно же было знать свое место перед судом зрителей-читателей. Через два года на точно таком же вечере Дудин ошибку не повторил (а главное, не затаил мстительной обиды): он выступил в конце первого отделения, а Вознесенский выступал в финале.

То есть, какой-то гамбургский счет среди поэтов всегда существовал. Однако провести среди них честное рейтинговое голосование никогда бы не удалось: вмешались бы личные амбиции и групповые интересы. «Парнас российский дрязгами усыпан». Автор этого изречения Евтушенко, увы, сам не безгрешен.

Так что, дорогие члены клуба, давайте действовать!

Подаю пример: вот мой отзыв о «Мостике», опубликованном в «Огоньке» на днях.

14 октября 2002 г. Г.Т.