Мария Макарова                                        

Поэма Андрея Вознесенского «RU»

 

Андрей Вознесенский — поэт одаренный, своеобразный. Ему присуще острое чувство современности, напряженный лиризм, присуща тяга к многозначности образов, к сжатым, подобно стальной пружине, ассоциациям, к неожиданным, часто гротескным, метафорам. Он не похож ни на кого другого и необычностью своей иногда даже задорно бравирует. Но работает он серьезно, много, упрямо.

Его новая поэма, созданная в 2000 году, называется «RU». Мы привыкли, что классическое строение поэмы – это посвящение, пролог, главы и эпилог. Вознесенский намеренно ломает эти рамки. Оставляя традиционные посвящения и эпилог, он вводит в поэму нестандартные композиционные фрагменты: 10 чатов и раздел off – фрагменты, названные компьютерными терминами. Для чего автор это делает?  Вознесенский в своей поэме выстраивает модель Рунета. Это действительный Рунет со всеми его недостатками и ошибками, «земли terra incognita».

Вознесенский является представителем поколения шестидесятников, первого поколения постмодернистов. Поэтому в его произведении присутствуют черты этого литературного направления. Его постмодернистское мироощущение базируется на трёх основных постулатах:

1.                  Утрата веры в высший смысл и надличностную цель человеческого существования, человеческой истории; создавать что-то новое в духовной сфере можно лишь из обломков прошлого, используя различные фрагменты мировой культуры, совмещая самые разные пласты и явления в новых, неожиданных комбинациях;

2.                  Действительность иррациональна и непознаваема, а поэтому её бытиё и смысл имеют ту же реальность и ценность, что и миражи, фантазии, созданные воображением каждого из нас. Бывший прежде целостным мир раскололся на множество различных миров, ничем не связанных между собой или имеющих случайные связи;

3.                  Не только не может быть абсолютной истины, но и вообще какой-либо иерархии – отдавать чему-либо предпочтение перед чем-то иным недемократично.

Американский литературовед М. Джоунс формулирует отличие постмодернизма от модернизма так: «Для постмодернизма важнее такие вопросы: в каком мире я нахожусь? Что мне делать в нем? Какое из моих «я» могло бы действовать в нем? Постмодернист не верит в прогресс, он лукав и насмешлив».

С первых строк поэмы становится ясно, что для произведения Вознесенского характерна интертекстуальность. Автор практически цитирует произведения школьной программы, придавая им новый иронический оттенок. Так первая строка «я вышел в сайт» может являться как реминисценцией Блока («Я вышел в ночь»), так и Ахмадулиной («Я вышла в сад»). Также смысловой антитезой может служить строка Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Внутренняя противоречивость текста, заранее запрограммированная невозможность прочитать его в одном смысле – ещё одна черта постмодернизма. Вообще в первом посвящении имеется ещё одно обращение к творчеству Блока. Строки «Я – старый клоун. В клюкве, не в крови» имеют связь с произведением Блока «Балаганчик»:

Вдруг паяц перегнулся за рампу

И кричит: "Помогите!

Истекаю я клюквенным соком!

Это указывает на то, что лирический герой относится к Рунету, как  к игре.

 

Для произведения Вознесенского, как для постмодернистского текста, типичны слияние высокого и низкого, профанного и сакрального. Автор достигает этого при помощи принципа коллажа – сочетания самых разнородных уровней и жанров: массовой культуры и элитарной литературы, сентиментального романа и философской притчи, высокого стиля и обесцененной лексики, точнейших исторических реалий и суперсовременных речей и поведения героев.

Нам кажется, что произведение Вознесенского является аллюзией на «12» Блока. В произведении Блока наружу вырывается голос улиц, какофония революции, в произведении Вознесенского мы слышим голос чата, смешение голосов его обитателей.

Вознесенскому по-настоящему интересны люди, живущие в Сети. Создаётся впечатление, что для него они таинственны и непонятны.

Бьется, словно в сачке, чужа,

как красивое насекомое,

непонятная мне душа.

Изначально возникает вопрос: что (кто?) такое ru, фигурирующее на протяжении всей поэмы. Во-первых, ru – это имя верхнего доменного уровня, выделенное для российских сетевых ресурсов. Но в этом слоге заключается имя – Россия. “RU, куда несёшься ты? Дай ответ! – В Интернет”. Перекличка с гоголевскими «Мёртвыми душами» подтверждает эту догадку. Но в слоге ru скрыт ещё и образ женщины, блоковской незнакомки. Уже в первом посвящении автор упоминает вирусы love you, следовательно, выходя в чат, лирический герой обретает любовь, которая имеет свойства яда, которая опасна. Итак, ru – женщина и система, позволяющая общаться с неизвестными тебе людьми, «омоновками», скрывшими под маской чадру. Образ незнакомки Вознесенского, образ опущенный. Подтверждая это, автор употребляет такие выражения, как «интердетка», «поддевочка». Он сравнивает этот образ с толстовской лошадью Фру-Фру. Но в данном случае у девочки Вознесенского ломается не позвоночник, а прерывается биение сердца, рвётся кривая кардиограммы. Для лирического героя любовь в Сети является своеобразным наркотиком, «свободой его неволи», смягчающей его переживания. В пятом чате, фрагменте, где герой впервые признаётся незнакомке  в своих чувствах, имеются элементы автореминисценции: строки

Это Ты в брусничном бору,

натерев позвонки канифолью,

посвящала меня в игру. –

перекликаются со строкой из другого произведения: «Трещит позвоночник. Такой уж рок». В пятом чате поэт вновь использует аллюзию на «На поле» Блока: «Нерукотворная моя ru». Здесь автор приходит в противоречие с самим с собой: к поруганной незнакомке относится эпитет, обычно характеризующий предметы, причисляющиеся к сакральному. Можно сделать вывод, что Рунет и незнакомка – его центр,  для героя – часть чего-то духовного, относящегося к богу. Незнакомка Вознесенского способна превратить ИнтерНЕТ в ИнтерЕСТЬ. Женский образ, опутанный терниями, «вывороченными наизнанку» - тремя буквами w, является образом скорби. Символична строка из раздела off: «У Блока и Блейка женщина одна». Блоковская женщина является опущенным образом, тогда как женщина Блейка мучительно переживает творящееся в мире зло. Соединение двух этих образов приводит к появлению образа женщины Вознесенского - Офелии «грязной прозы». По сути дела фрагмент off является  исповедью незнакомки. В этом фрагменте происходит рушение всех устоев, смешение высокого и низкого, карнавализация. Фрагмент пропитан горькой иронией по отношению к самой себе и лирическому герою. Выдвигается основной тезис: мир мечты – Рунет.

Герой, выходя в чат, обретает любовь, оказывающуюся вирусом. Предупреждая, «"Не играйте с внутренним миром!/Не заглядывайте вовнутрь!"» - сам он делает это, совершая убийство. Но, открывая свою душу другому человеку, он совершает и самоубийство. Выкидывая кишки, внутренности, т.е. то самое сокровенное, что есть у него в душе, на грязный стол всеобщего обсуждения, он попадает в духовную тюрьму, с овчарками, готовыми растерзать его и санчастью, вязью букв www, готовой наложить ему швы. Здесь автор обращается к полузабытому имени поэта Игоря Холина, который в 60-х  годах в своих коротких произведениях-эпиграммах  отражал эту самую изнанку жизни.

Ты вспомнишь, Холин,

этот бред,

когда в первопрестольный ор

ты выкинешь, уже поэт,

кишки на стол -

письменный стол. –

 

а сам закончил жизнь именно таким образом – вспарыванием живота.

В поэме имеется несколько чатов, которые можно назвать вставными эпизодами. Таким эпизодом является третий чат, повествующий об истории юноши-инженера, исчезнувшего в «интерьерах тера инкогнито», женской, непознанной стране.. Этот чат представляет собой некую ситуацию бреда, похожую на ситуацию в «Чёрном человеке» Есенина. Вновь происходит смешение низкого и высокого, реминисценции из Есенина и Маяковского соседствуют с репликами из камасутры.

Для постмодернистов характерна игра с языком. Такой вид сочинения представляет собой четвёртый чат. В нём представлены слова, в состав которых входит слог «ру». Автор обыгрывает внутренние формы этих слов. Строки этого фрагмента действительно напоминают строки чата. Автор используя эффект обманутого ожидания, пропускает в каждом слове слог «ру». из-за чего на ум приходят другие завершения. В четвёртом чате вновь используются реминисценции на Пушкина (...салка на ветвях сидит, духовной жаждою томим), Лермонтова (Белеет па...с. Одинокий), Маяковского (Читайте. завидуйте, Я – Гражданин...). И тут же приводятся цитаты из современных песен. В этот чат Вознесенский вводит официальный документ, который несмотря на это, наделён некоторой долей иронии.

Но автор не полностью оторван от реального мира. В девятом чате присутствует описание событий из жизни самого поэта.

И шевелится в голове,

как у каждого, мини-зло:

два убийства неосуществле

и вчерашняя кража со взло...

Строки в этом четверостишье оборваны. И это приближает их к обстановке чата, где существует определённое ограничение в количестве написанных знаков.

В Эпилоге автор, сравнивая www.ru с журавлями, вновь даёт нам понять, что Интернет – это нечто сакральное. Рунет для него является первокнигой, связью с Всевышним.

Вся поэма пронизана аллитерацией - "ru", точнее "ру", или "net" - "нет". Звуковой повтор играет роль нити, на которую нижутся и нижутся совершенно далекие и часто никаким больше образом не связанные слова. Используя полузабытые строки из Блока, Есенина, Пушкина, Ленина, Маяковского, Гоголя, Толстого, сталкивая их с современной попсой и советскими песнями, Вознесенский продолжил живую связь времён. В этом произведении он философски осмыслил мир виртуальный и реальный.

 

 

Апрель 2003г.

Маше Макаровой, члену клуба «Авось», 16 лет.

Это ее первая научная работа, выполненная при Смоленском педагогическом университете.

 

 Оглавление раздела  Главная страница