Мария Макарова
Поэма Андрея Вознесенского «RU»
Андрей Вознесенский — поэт одаренный, своеобразный. Ему присуще острое чувство современности, напряженный лиризм, присуща тяга к многозначности образов, к сжатым, подобно стальной пружине, ассоциациям, к неожиданным, часто гротескным, метафорам. Он не похож ни на кого другого и необычностью своей иногда даже задорно бравирует. Но работает он серьезно, много, упрямо.
Его новая поэма, созданная в 2000 году, называется «RU». Мы привыкли, что классическое строение поэмы – это посвящение, пролог, главы и эпилог. Вознесенский намеренно ломает эти рамки. Оставляя традиционные посвящения и эпилог, он вводит в поэму нестандартные композиционные фрагменты: 10 чатов и раздел off – фрагменты, названные компьютерными терминами. Для чего автор это делает? Вознесенский в своей поэме выстраивает модель Рунета. Это действительный Рунет со всеми его недостатками и ошибками, «земли terra incognita».
Вознесенский является представителем поколения шестидесятников, первого поколения постмодернистов. Поэтому в его произведении присутствуют черты этого литературного направления. Его постмодернистское мироощущение базируется на трёх основных постулатах:
1. Утрата веры в высший смысл и надличностную цель человеческого существования, человеческой истории; создавать что-то новое в духовной сфере можно лишь из обломков прошлого, используя различные фрагменты мировой культуры, совмещая самые разные пласты и явления в новых, неожиданных комбинациях;
2. Действительность иррациональна и непознаваема, а поэтому её бытиё и смысл имеют ту же реальность и ценность, что и миражи, фантазии, созданные воображением каждого из нас. Бывший прежде целостным мир раскололся на множество различных миров, ничем не связанных между собой или имеющих случайные связи;
3. Не только не может быть абсолютной истины, но и вообще какой-либо иерархии – отдавать чему-либо предпочтение перед чем-то иным недемократично.
Американский литературовед М. Джоунс формулирует отличие постмодернизма от модернизма так: «Для постмодернизма важнее такие вопросы: в каком мире я нахожусь? Что мне делать в нем? Какое из моих «я» могло бы действовать в нем? Постмодернист не верит в прогресс, он лукав и насмешлив».
С первых строк поэмы становится ясно, что для произведения Вознесенского характерна интертекстуальность. Автор практически цитирует произведения школьной программы, придавая им новый иронический оттенок. Так первая строка «я вышел в сайт» может являться как реминисценцией Блока («Я вышел в ночь»), так и Ахмадулиной («Я вышла в сад»). Также смысловой антитезой может служить строка Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Внутренняя противоречивость текста, заранее запрограммированная невозможность прочитать его в одном смысле – ещё одна черта постмодернизма. Вообще в первом посвящении имеется ещё одно обращение к творчеству Блока. Строки «Я – старый клоун. В клюкве, не в крови» имеют связь с произведением Блока «Балаганчик»:
Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: "Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Это указывает на то, что лирический герой относится к Рунету, как к игре.
Для произведения Вознесенского, как для постмодернистского текста, типичны слияние высокого и низкого, профанного и сакрального. Автор достигает этого при помощи принципа коллажа – сочетания самых разнородных уровней и жанров: массовой культуры и элитарной литературы, сентиментального романа и философской притчи, высокого стиля и обесцененной лексики, точнейших исторических реалий и суперсовременных речей и поведения героев.
Нам кажется, что произведение Вознесенского является аллюзией на «12» Блока. В произведении Блока наружу вырывается голос улиц, какофония революции, в произведении Вознесенского мы слышим голос чата, смешение голосов его обитателей.
Вознесенскому по-настоящему интересны люди, живущие в Сети. Создаётся впечатление, что для него они таинственны и непонятны.
Бьется, словно в сачке, чужа,
как красивое насекомое,
непонятная мне душа.
Изначально возникает вопрос: что (кто?) такое ru, фигурирующее на протяжении всей поэмы. Во-первых, ru – это имя верхнего доменного уровня, выделенное для российских сетевых ресурсов. Но в этом слоге заключается имя – Россия. “RU, куда несёшься ты? Дай ответ! – В Интернет”. Перекличка с гоголевскими «Мёртвыми душами» подтверждает эту догадку. Но в слоге ru скрыт ещё и образ женщины, блоковской незнакомки. Уже в первом посвящении автор упоминает вирусы love you, следовательно, выходя в чат, лирический герой обретает любовь, которая имеет свойства яда, которая опасна. Итак, ru – женщина и система, позволяющая общаться с неизвестными тебе людьми, «омоновками», скрывшими под маской чадру. Образ незнакомки Вознесенского, образ опущенный. Подтверждая это, автор употребляет такие выражения, как «интердетка», «поддевочка». Он сравнивает этот образ с толстовской лошадью Фру-Фру. Но в данном случае у девочки Вознесенского ломается не позвоночник, а прерывается биение сердца, рвётся кривая кардиограммы. Для лирического героя любовь в Сети является своеобразным наркотиком, «свободой его неволи», смягчающей его переживания. В пятом чате, фрагменте, где герой впервые признаётся незнакомке в своих чувствах, имеются элементы автореминисценции: строки
Это Ты в брусничном бору,
натерев позвонки канифолью,
посвящала меня в игру. –
перекликаются со строкой из другого произведения: «Трещит позвоночник. Такой уж рок». В пятом
чате поэт вновь использует аллюзию на «На поле» Блока: «Нерукотворная моя ru». Здесь автор приходит в противоречие с
самим с собой: к поруганной незнакомке относится эпитет, обычно характеризующий
предметы, причисляющиеся к сакральному. Можно сделать вывод, что Рунет и
незнакомка – его центр, для героя –
часть чего-то духовного, относящегося к богу. Незнакомка Вознесенского способна
превратить ИнтерНЕТ в ИнтерЕСТЬ. Женский образ, опутанный терниями,
«вывороченными наизнанку» - тремя буквами w, является образом скорби. Символична строка
из раздела off: «У Блока и Блейка женщина одна». Блоковская женщина является
опущенным образом, тогда как женщина Блейка мучительно переживает творящееся в
мире зло. Соединение двух этих образов приводит к появлению образа женщины
Вознесенского - Офелии «грязной прозы». По сути дела фрагмент off является
исповедью незнакомки. В этом фрагменте происходит рушение всех устоев,
смешение высокого и низкого, карнавализация. Фрагмент пропитан горькой иронией
по отношению к самой себе и лирическому герою. Выдвигается основной тезис: мир
мечты – Рунет.
Герой, выходя в чат,
обретает любовь, оказывающуюся вирусом. Предупреждая, «"Не играйте с
внутренним миром!/Не заглядывайте вовнутрь!"» - сам он делает это,
совершая убийство. Но, открывая свою душу другому человеку, он совершает и
самоубийство. Выкидывая кишки, внутренности, т.е. то самое сокровенное, что
есть у него в душе, на грязный стол всеобщего обсуждения, он попадает в
духовную тюрьму, с овчарками, готовыми растерзать его и санчастью, вязью букв www, готовой наложить ему швы. Здесь автор
обращается к полузабытому имени поэта Игоря Холина, который в 60-х годах в своих коротких
произведениях-эпиграммах отражал эту самую
изнанку жизни.
Ты вспомнишь, Холин,
этот бред,
когда в первопрестольный ор
ты выкинешь, уже поэт,
кишки на стол -
письменный стол. –
а сам закончил жизнь именно таким образом – вспарыванием живота.
В поэме имеется несколько чатов, которые можно назвать вставными
эпизодами. Таким эпизодом является третий чат, повествующий об истории
юноши-инженера, исчезнувшего в «интерьерах тера инкогнито», женской,
непознанной стране.. Этот чат представляет собой некую ситуацию бреда, похожую
на ситуацию в «Чёрном человеке» Есенина. Вновь происходит смешение низкого и
высокого, реминисценции из Есенина и Маяковского соседствуют с репликами из
камасутры.
Для постмодернистов характерна игра с языком. Такой вид сочинения
представляет собой четвёртый чат. В нём представлены слова, в состав которых
входит слог «ру». Автор обыгрывает внутренние формы этих слов. Строки этого
фрагмента действительно напоминают строки чата. Автор используя эффект
обманутого ожидания, пропускает в каждом слове слог «ру». из-за чего на ум приходят
другие завершения. В четвёртом чате вновь используются реминисценции на Пушкина
(...салка на ветвях сидит, духовной жаждою томим), Лермонтова (Белеет па...с.
Одинокий), Маяковского (Читайте. завидуйте, Я – Гражданин...). И тут же
приводятся цитаты из современных песен. В этот чат Вознесенский вводит
официальный документ, который несмотря на это, наделён некоторой долей иронии.
Но автор не полностью оторван от реального мира. В девятом чате
присутствует описание событий из жизни самого поэта.
И шевелится в голове,
как у каждого, мини-зло:
два убийства неосуществле
и вчерашняя кража со взло...
Строки в этом четверостишье оборваны. И это приближает их к обстановке
чата, где существует определённое ограничение в количестве написанных знаков.
В Эпилоге автор, сравнивая www.ru с журавлями, вновь даёт нам понять, что
Интернет – это нечто сакральное. Рунет для него является первокнигой, связью с
Всевышним.
Вся поэма пронизана аллитерацией - "ru", точнее
"ру", или "net" - "нет". Звуковой повтор играет
роль нити, на которую нижутся и нижутся совершенно далекие и часто никаким
больше образом не связанные слова. Используя полузабытые строки из Блока,
Есенина, Пушкина, Ленина, Маяковского, Гоголя, Толстого, сталкивая их с
современной попсой и советскими песнями, Вознесенский продолжил живую связь
времён. В этом произведении он философски осмыслил мир виртуальный и реальный.
Апрель 2003г.
Маше Макаровой, члену клуба «Авось», 16 лет.
Это ее первая научная работа, выполненная при Смоленском
педагогическом университете.
Оглавление
раздела Главная страница