"Новая газета"26 августа 2004г.
РОССИЯ
КАК ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ —
межгалактическая видеома
Вознесенский говорит шепотом, но его голос слышен за
океаном. Недавно Андрей Андреевич стал героем прошедшего в Лос-Анджелесе
фестиваля «Русские ночи» — представил фильм Маяковского «Барышня и хулиган»,
вручил премии Рэю Бредбери и Шарон Стоун. Голливудская звезда читала со сцены
его стихи. Дастин Хоффман, начавший свою речь с Толстого и Достоевского, узнал,
что в зале сидит Вознесенский, и сиганул через два
ряда — обнять русскую литературу.
Так было вчера. Утром 25 августа
Андрей Андреевич позвонил в редакцию: «Трагедия, случившаяся этой ночью, все
перевернула. Небо над Россией, которое вчера еще светилось надеждой, оказалось
черным квадратом. И мы – в эпицентре этого квадрата. Все понятия поменялись
местами. Совесть? У террористов свое представление о «совести». И у безвинно
погибших была совесть. Есть нечто третье – безусловное, как жизнь — то, что
является общей совестью».
—
Андрей Андреевич, вы признаете, что этот фестиваль был одной из самых тяжелых
поездок. Почему вы согласились участвовать?
— Я просто попал под обаяние
организатора фестиваля Стаса Намина, благодаря которому там оказались и
американские знаменитости. Я и не подозревал, что впечатление окажется
настолько сильным. Америка стала узнавать русское искусство — еще недавно оно
казалось на Западе неприкаянным. Я столкнулся с удивительно неповерхностным
восприятием Толстого, Солженицына, Достоевского…
—
Речь идет об освоении русской культуры, а не расписного «хохломского бренда»?
— Конечно, все подлинное. И
американское искусство тоже отличается от наших стереотипов — как живой Роберт
де Ниро отличается от экранного. Кстати, отец актера —
серьезный, интересный художник. Дастин Хоффман оказался гениально чувствующим
человеком. А Шарон Стоун тонко понимает поэзию и всю прелесть русской культуры.
Это совершенно иной Голливуд! Голливудскому мифу соответствовал скорее Рейган —
мне доводилось с ним общаться.
—
Русские на фестивале не удивили?
— Там был Владимир Машков. Мы
пошли в ресторан, где официанты — все бывшие актеры. Красавец блондин,
обслуживавший нас, узнал Машкова, и через некоторое время на столе появился
незаказанный десерт. Мы жрали десерт за то, что знают
Машкова!
Я встретил старого друга,
саксофониста Алексея Зубова. Увидел его — не поверил. Он совсем не изменился,
только побелел весь. Как был антипопсой в России, так и остался в Штатах. Стихи
о нем я дарю «Новой газете».
—
Зоя Борисовна Богуславская тоже занимается русской культурой в Америке?
— Неизвестно, что будет завтра,
состоится ли теперь Фестиваль русского кино в Нью-Йорке, в подготовке которого
она принимает участие. В Лос-Анджелесе она с успехом открывала вечера Евгения
Гришковца в Шекспировском театре и представляла фильм «Волга-Волга». Этот фильм
Сталин смотрел 26 раз, хотя посадил и сценариста, и оператора. Сценариста
Николая Эрдмана я однажды встретил в театре Юрия Любимова – это был сломленный
человек с печатью гениальности. И заикающейся улыбкой.
—
50 лет вы читаете свои стихи со сцены. Как изменился за эти годы эстрадный
жанр, можно ли сегодня пренебречь артистической манерой?
— У страны появляются новые
кумиры. Моя манера остается неизменной — читаю в «антиактерской» манере. Это
имеет отношение к написанию стихов. Пишу, следуя за внутренним ритмом, и при
чтении тоже помогаю себе рукой. Жест — подчеркивает.
—
Вы чувствуете связь с сегодняшней аудиторией?
— Две трети зала на концертах —
молодежь. Они более прагматичны и более образованны,
чем мы. Они читают все — пусть бессистемно. У нас были пароли: Мандельштам,
Пастернак. Читаешь? Хороший человек. Свой.
Сегодня пришло смешанное поколение, у
них развито ассоциативное мышление. В ответ на звук они замолкают, а образы
схватывают на лету. Может быть, это Бог отнимает у меня голос, чтобы я делал
визуальные вещи, видеомы. Звуковая эра сменилась визуальной.
Раньше сказку про Серого Волка слышали от бабушки —
теперь по телевизору.
—
Сегодняшняя Москва вам нравится?
— Мне часто нравится реклама на
улицах. Например, «Квартиру купи» — куПИКвартиру или «Обладать» — обЛАДАть…
Реклама — еще один способ выразить себя.
—
В масс-медиа вы отводите
место искусству?
— Нет низкого и высокого
искусства. Нет подлых жанров, есть неталантливые люди. С уличным жанром работал
Маяковский. Проблема искусства сегодня: слишком много болтовни, мало
артефактов. Открывать новое сложно, и новаторство зависит только от масштаба
личности.
—
Ваша строчка «На вернисажах одни гениталии» написана два года назад. Что-то
изменилось?
— Нет. Просто раньше это
называлось «порнухой», а сейчас никого не волнует. Помню, несколько лет назад
приехал на вечер поэзии в Оксфорд, в чьих-то строчках мелькнуло «фак» — все
взорвались. Сегодня там же этот «фак» слышу через слово — реакции никакой.
Критерии нравственные сменились эстетическими.
—
Эту эстетику принимают за социальность: театр выходит на улицу, в Канне победил
псевдодокументальный фильм, публицистика теснит литературу. Голос улицы не
мешает монологу автора?
— Думаю, нет. Монолог внутренний
всегда важнее, но одной ногой автор всегда на улице.
—
Читала, что Вознесенский питается розами: до сих пор приходят авторские из
Японии за «Миллион алых роз». Сейчас возможно предложение, от которого вы не
откажетесь?
— Я не могу
написать стихи по заказу и никогда не писал для кого-то — только для
себя и для людей. Не может быть просто песенки, просто текста, ничего
случайного — все приходит изнутри.
—
Скоро исполняется 70 лет Александру Аронову. Что, кроме таланта и случая,
разумеется, определяет место поэта в памяти современников?
— Для поэзии
необходимы риск, безоглядность и чистота помыслов.
Саша Аронов был необыкновенно
талантлив. Помню, как приезжавший в Москву Сартр пришел
на его вечер и был поражен. Помню Сашу на сцене — кудрявого, как влюбленный
Пушкин. Аронов был интереснее многих современников. Но он был закрытым
совершенно, не стремился к публичности. Поэтому не обрел своего зрителя как
поэт. Остальное — расположение звезд. У Аронова была своя ниша
— в которой он и остался. Для меня весь Аронов — в одной детали, в его строчке
про женщину, у которой «груди, как карандашики».
—
Из нового поколения пишущих вам кто-то интересен?
— Сейчас события в поэзии
происходят в бывших русскоязычных республиках, где русский язык — в эмиграции.
И на периферии, где поэзия еще не стала жестом. Париж стал
досягаем, как Воронеж, и Воронеж подчас интереснее. Вот в Харькове я нашел двух
замечательных поэтов — Александра Кривенко и Дениса Ворошилова.
—
Андрей Андреевич, если по ТВ и газетам представить вашу жизнь — один фестиваль
сменяет другой, то вечер, то презентация, — возникает ощущение, что писать вам
решительно некогда. И тем не менее в газетах и
журналах часто появляются ваши новые стихи…
— Действительно, я много ездил в
последнее время. Жизнь сумасшедшая, очень активная. Но вот я снова в
Переделкине. Попадаешь сюда — и сразу пишется хорошо.
—
Сегодняшнее Переделкино — не только аура Пастернака и
Чуковского, но еще и писатели, ставшие хозяйствующими субъектами. Развитие
ситуации с разделом собственности оптимизма не внушает. Вы видите какое-то
решение проблемы?
— Там будет строиться бетонный
завод. Мысль о том, что дорогая мне аура будет пронизана какими-то бетонными
штуками, — тяжела. Но я не знаю, где искать помощь в эпоху диктатуры денег.
Власть не может спасти в небе самолеты, что же говорить о Переделкине! Москва
сомкнется над Переделкиным, и мой голос здесь вряд ли что-то изменит. Но я в
восторге от людей, которые верят в силу слов, которые пытаются к чему-то
взывать и что-то делать!
—
То, что происходит сегодня в обществе и в публичной политике, не внушает вам
беспокойства?
— Сегодняшняя действительность –
чудовищна, подла, безвыходна. Но причитать по этому поводу – бессовестно, надо
по-мужски искать выход. На днях по ТВ я видел, как бессовестный человек поучал
нас совести. Пальцами, опухшими от доносов, он смахивал бесстыжую
слезу. Лишь художникам дано говорить о совести, как убиенные Цветаева, Маяковский,
Мандельштам, Есенин сжимали свои жизни в кристаллы четверостиший. И эти
кристаллики являются микроэлементами Царства Божьего на земле.
Совесть – не свисток милиционера
Совесть – присоска ноосферы.
Остальное – бессовестное.
Вчерашний
теракт показал эту реальность — Россию засасывает в страшную, черную, алогичную
дыру.
АЛЕКСЕЮ ЗУБОВУ
Стебли росных ландышей
Сакс напоминал.
Я нашел в Лос-Анджелесе
Зубовский бульвар.
Зубов улыбался,
кумир антипопсы.
Как прорези на басе,
висят усы.
Ударник, старый мальчик
бледней нашатыря,
Сто лет не брал он палочки
в глуши монастыря.
Зуб, улыбнись, как ножик!
Лицо, как падишах,
как стул на венских ножках,
уселось на усах.
Леха, гни коленца.
Принц моих детских лет,
будто Лех Валенса,
усач и диссидент.
Буди интеллигенцию,
Интеллигент!
Гулял по Зубовской улице.
Усы жирные, как устрицы.
Вместе с усами
бен Ладена озвучены
БИ-Лайно.
Русский камикадзе
По ком дивертисмент?
Кто сказал, что эмиграция –
это смерть?
Разве только в эмиграции
есть Русь?
Шевелится сакс играющий,
как третий ус.
От Нью-Йорка
до Сургута общий вкус
наши внутренние трубы
ждет Исус.
Воет сакс, как трупный
третий ус.
Баи Бахусы
усища
усыпительное лассо.
Усыщи
Уссыщи
Усе.