Знамя, 2001 N10 (Часть произведений этой публикации находится в других разделах сайта)

              Андрей Вознесенский

         Вы застали меня живым


	* * *
Вы застали меня живым — 
не на свалке, не на пьедестале.
Когда все вы трупами стали,
вы застали меня земным.

Передача идёт живьём,
передача наследства миром,
биополем, живым эфиром — 
что мы думаем, как поём.

Я вернусь в Твой край дождевой,
дверь открою в сруб берестя’ный — 
я живою Тебя застану.
Как потрясно, что я живой!

	Часы сыча

Северная магнолия
Не помню — Рим или Монголия?
Века замедлились,
пока
мне девушка цветок магнолии
вдевала в лацкан пиджака.

Я игнорировал магнолию,
к душе привитый черенок.
К чему гадать: «Что быть могло ли бы?»
Перечеркните черновик!

Мы — эхо русской меланхолии
в нас страшный фитилёк горит.
Рояль, как профиль мейерхольдовский
незабываемо раскрыт.

Отцвёл пиджак. Столетье бренное
ушло. Калининград не тот.
Я сам сгорел как удобрение.
Но магнолия цветёт.

	* * *
Прикрыла душу нагота...
Кровь
Дымок над пл. Маяковского
Шар-пей
        Вступление
«Ирпень — 
     это память о людях и лете…»
Шар-пей — это спагетти, 
намотанное на вилку доброты.
Ты 
держишь его за маньяка,
или за тибетского монаха,
одетого в доминиканский подрясник.
Потрясно!
На его лице 
проступает лабиринт ума,
выпуклый, как батареи,
или кишки наружу Центра Помпиду.

НЕ ХОДИТЕ У ШАР-ПЕЯ 
                 НА ПОВОДУ!

ЗАПОМНИТЕ:
когда занимаетесь любовью в комнате,
не запирайте его на кухне —
он будет рваться к вам по-маньяко’вски,
ломать доски двери, рычать и рыдать… 
— Как Маяковский,
когда его запирали на кухне Брики?
— Что им взбрыки?!

— Дрессировщики забыли о пистолете…

Шар-пей — это память о людях и лете,
о русской рулетке, о флейте столетья,
о пуле в поэте, повысившей рейтинг.

— А Брики? 
— Какой на них грязи не лили!..
— Шар-пейка! Брючница! 
                  Щену врала про это…
— Или!..
Но самоубийственною кометой, 
развеет свой прах гениальная Лиля,
сыгравшая муку на флейте поэта.

Шар-пей – это память о блуде и чуде,
о псе-баламуте с бойцовскою грудью.

От сплетни шрапнельной и прочих скорбей
спасёт нас Шар-пей.
	1
— ПОХОЖИЙ НА ДАЛАЙ-ЛАМУ, 
ДАЙ ЛАПУ!
— Жаль, что ты, человек, 
                      не умеешь рычать,
дай пять!
Облизанным лбом, паяльником,
лицом не спасёшься ты
от бурного обаяния
влюбившейся красоты.
Соперничая с Бежаром,
сопело, башмак жуя
12 кг обожания,
сопереживания.
И я на вопрос пристрастный
«Кто краше вам и милей
бессмертных мадонн Пикассо?»
спокойно вздохну: «Шар-пей».
Утром моя рожа —
как смятая роза:
перед зеркалом Андрей,
ну, а в зеркале — Шар-пей.
НА ПТИЧЬЕМ РЫНКЕ ЗА РУБЛИ
КУПИТЕ СВЕРТОЧЕК ЛЮБВИ!
	2
Сколько чуши набивается в УШИ!
Всего хужей — 
чистка ушей.
Он трясётся, вроде автомата УЗИ,
он гневается, как микадо.
Рычит. Попался?
«Ремнём не надо!»
В мозгах — короткое замыкание.
Хозяева — камикадзе.
Прокусаны пальцы.
Намордник надели.

УШИ НАДО ЧИСТИТЬ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ.
	3
Обиделся! Набычился.
И ушёл в свои лабиринты,
подобно минотавру. 
С шар-пеем будьте 
авторитарны.
Когда демократия надоест —
он вас съест.

Ночью лижет Твои ноженьки.
Но когда разевает пасть,
во тьме её колышки придорожные
белеют, чтоб вам не упасть.

Он сгрыз:
все клеммы,
диск «Крис Кельми»,
провода, переводы грузин,
и шкаф, 
покрытый спреем «Антигрызин»,
стену с обоями,
Крым,
Твои колготки, 
ещё кого-то,
и пол-Украины.

Но больше, чем грызть лифчик,
ему нравится игра 
                 «О, СЧАСТЛИВЧИК».

Как вы считаете, кто из «счастливчиков» более шар-пей?

а 	Шахрай 		b 	Чапай 

c 	Чубайс 		d 	Аджубей

Кто в лицее имел кличку «репей»?

			а 	Шарапов 		b 	Швабрин 

			c 	Пушкин 		d 	Ел. Соловей

Что сказал он на балу одному из царей?

	а 	Царь, пей! 	b 	У, деспот лагерей!

	с 	О’кей! 	d 	Не сопрей!

Что пил царь, принимая гостей?

	a 	Чифирь 	    b 	Кровь народа
			
	c 	Спотыкач 	d 	Old grey

Что ели гости из чаш и горстей?
	
	a 	Сплетни	b 	Искусственные кости

	c 	Друзей 	d 	Лук-порей

Что он просил царя издать поскорей?

	a 	Акунина 	b 	Ельцина

	c 	Баркова	d 	«Сто дней»
				(изд-во 
				«Подкова») 

Что он желает от Родины своей?

	a 	О’рдена	b 	В морду

	c 	Йордана 	d 	Печаль полей

В чьих объятьях проснётся шар-пей?

	a 	Морфея 	    b 	Мафии

	c 	Морского  	d 	Мор. фей
		офицера

Шар-пей вопросы съел.  Он стал миллионер.
(Диброву — крах).      Почти олигарх.

	4
Шуруп упованья,
шуруп обожанья с нарезкой страстей,
шуруп превращенья.
Не перевоплощённый шар-пей — 
это извращенье.

ШАР-ПЕЙ РАБОТАЛ:
хлопушкой при китайском императоре,
портфелем Жванецкого,
профилем Бисмарка,
… (цензурная вымарка),
помпой аптекаря 
(ОДНА ЛОЖКА ШАР-ПЕЯ 
                НА СТАКАН ЗАВАРКИ),
батарейкой от «Шарпа»,
референтом у Ахмадулиной.

РАСТЯНУЛ ГАРМОШКУ 
                ОДИН ДРУГ.
НО ТО БЫЛ ШАР-ПЕЙ — 
            ДРУГ ОСТАЛСЯ БЕЗ РУК.

— Рюмка граппы. Это клёво!
Пролетаем Капри.
Грёзы склёваны
клювами гарпий.

Запасы сопрели.
Лугов не скосили.
— Виновны шар-пеи.
Шар-пеев засилье.

Мао уничтожал шар-пеев.
Они эмигрировали. В Россию.

Культура замешана на любви.

Обнюхав Москва-реку, как Янцзы,
лупцованные портупеей,
спасут нас, замотанные как голубцы,
шагреневые шар-пеи.
	5
Русские шар-пеи подписали с китайскими Договор.
Шар-пей, размотав свою кожу, как свиток,
учил меня китайской акварели.
Академик Янин состоит из Янь и Инь. 
Завернувшись докторской мантией, он открыл влияние китайцев 
на Новгородскую культуру.

Открытие В НОВГОРОДЕ ПАМЯТНИКА «1000-ЛЕТИЮ РУСИ»
Спадает простынь, как трусы…
Бунтарь, мастеровой, холуй
в «Тысячелетии Руси»
отлил в металле слово «икс».

Ни Царь, ни скульптор не увидел,
ни дам взволнованный журфикс,
что нёс на лбу священный идол
три выпуклые буквы — «икс».

Вдруг что-то значит по-китайски
во лбу наморщенное «икс»?
Мне академик без утайки
расшифровал его эскиз.

Умолкли тосты и мортиры.
Но русский гений всех сгребал — 
бессмертный и ненормативный
гудит, оправленный в металл.
     6
Была кошка — 
кошки не было.
Прошлое в коме!
Пиши набело.

Веду насторожённо
шар-пея на спиннинге.
И лунной дорожкой
волнуется спинка.

Куда по щебёнке
уводит нас сердце
со взглядом ребёнка
на уровне детства?

Ведь первые вирши
на детском уровне
писал я, влюбившись
в лохматого увальня.

Спят саксы и факсы.
Спит клякса газона —
сексуальная такса
по имени Монна.

Метро «Юго-Западная»?
Или Котельническая?
Бежим мы на запахи
диско-течки.

Ждёт у магазина
улыбочка Моннина –
как нос — мокасина
загнувшийся — модника.

О таксе пусть слёзы
утрёт мыловарня.
Колотится в звёзды
тоска мировая.

К чьей мощной идее
привёл нас Господь,
наморщив шар-пея,
как крайнюю плоть?
     7
Вдетые в ноздри безумные запонки —
ЗАПАХИ!

Бог распахнул Книгу Запахов. Пах-
нет! — мочою враждебною парк.

Пахнет обоями стыд таракана.
Ах, не Тобою, Ты — не такая!

Чёрное море пахнет эсминцем.
Ты пахнешь молнией и жасмином!

Джаз — металлический, ароматный,
новые СМИ с электрическим матом,
ара-мятные
таблетки от перегара.

Пахучие! — прокуренные, грибные, подозрительные,
выгребные, трупные, живые, трубные, потные, женские,
туфелькины, ужастиковые, осьминоговые, микстурные, мерзкие, 
парфюмерные, овчаркины, договы, чёртовы, Боговы —
just a min —
всё, будто воздух Тобой заминирован,
неминуемо пахнет жасмином.

Пах мироздания на четырёх лапах
рвётся на запах, рвётся на запах.

Собаке на небе — самое оно,
но
Запахов Книгу Господь запахнул…

Запах — нуль.

      8
Кто я тебе? Чудовище пахучее?
Наркотик? Кратковременный букет?
Пусть мой парфюм похуже, чем у Гуччи —
я — Твой единственный поэт.

Я окончательно не исчезну,
на перилах останусь, как тайный браслет.
Нюх друзей избирателен, если честно.
Поручаю шар-пею найти мой след!

Где я буду? В Москве ль, приближённой к Назрани?
Или в царстве Теней, где назад хода нет.
Обезумев от счастья, пневматическими ноздрями
возьми мой след!

          9
	ЧЕТЫРЕ ПЕСЕНКИ ШАР-ПЕЯ
  Первая
Любовь стопроцентная —
Грех. Хватит лепетов!
Но есть прецеденты!
Шар-пеем был Лермонтов.

С казарменным шармом
он брови морщинил.
Морщины, как шрамы,
не портят мужчину.

И Родина раненно
выла сквозь морды
морщин Северянина
и W.H. Oden’а.

Я знал эти оденовские
морщины —
игральные щели Господней 
машины.

Спускались воришки
в глубинные трещины.
Поют, провалившись,
монеты и женщины.

В великие щели
глядели инстинкты.
Их щёки чернели,
как стенд для пластинок.

Натура поэта
верней, чем собака,
служила кассетою
Бога и Баха.

И что там немилость?!
Что слава на привязи?..
Любовь сублимировалась
без примеси.

От Пастернака 
и до Овидия
поэт и собака —
любовь в чистом виде.

Убогая пища. 
Но чуда почище —
четвероногое
четверостишие.

…Дорожная палка
горит, как эклер ментов.
Летает собака —
застреленный Лермонтов.

    Вторая
Люблю тебя, мадемуазель Шар-пей,
за сгрызанной рубашки бумазей,
за то, что в кожи складчатый туман
ты запахнулась, как Шанель Роншан.
За то, что в твою душу, как в сабвей,
я опущусь, мадемуазель Шар-пей.

   Третья
Пасть твоя дышит, горяча.
Скажи «за жизнь» мне, собачара!
Рыча – рыча-рыча-рыча —
чары.

Тебя, как тайского врача,
экстрасенсорное начало
ведёт – рыча-рыча-рыча.
Чары.

Пускай влепили «строгача».
Но утром женщина кричала.
И чайник выкипал, рыча.
Чары.

Я тебя выдумал, шар-пей,
четвероногий мой товарищ.
Ты не продашь, пускай облаешь.
Предательство — удел людей.

Сын балалаек и би-лайна,
пытаясь превратиться в лай,
повторит: «Лайла-лайла-лайла».
Чарует нас собачий рай.

С широкой грудью тягача
живёшь, рыча-рыча-рыча.
Но жизнь — двусмысленней анчара.
Чары?

Взор залепила саранча.
И удаляются, как фары,
чары-чары-чары-чары,
рыча. 

       Четвертая
Зачем ему складки? 
         А зачем они Монгольфьеру?
Надули. 
        Расправился в верхних слоях 
атмосферы
над улицей, блин, 
Шар-пей — ЦеппЕлин.

Простимся, шарик! Морщины вмещают
вкус полёта. Не проколись!
Нас опять свободой смущает
хвостатый антиглобалист.

Нас с тобою небо сосватало,
сбив морду, как шлем авиатора.

Проносись накачанным обликом,
одинокий, словно монарх,
из морщин родившийся Облаком
в кожаных штанах.

Хвост поднят торчком 
                над жизнью копеечной,
«на большой», улетай, о’кей.
Одновременно шар и пейджер —
шар-пей.

Но номер пейджера скрыт от людей.

     10
ШАР-ПЕЙ ПОТЕРЯЛСЯ!
Менты матерятся.
Малышка в подряснике
наш потерялся.

Верните мальчонку!
Он тычется в ноги.
Чужою мочою
пропахли дороги.

Хотят рестораны
собачьего мяса.
Что наши старанья?
Шар-пей потерялся.

В обочине, мается,
сжал сердцебиенье,
не понимая,
за что убиенный.

Четвёртые сутки
шар-пей потерялся.
А может, он в сумке
на трассе в Тирасполь?

Помойки паскудны.
Там — корм настоящий.
Ты знал лишь искусственный 
корм — «ТВ-ящик»,

где ржёт Беловежье,
орут: «педерасы!»
Пропала надежда —
шар-пей потерялся.

Буфеты долизывают
по полтораста.
Ни Монны. Ни Лизы.
ШАР-ПЕЙ ПОТЕРЯЛСЯ.

Свернувшись гармошкой,
во сне ты увидишь
пакеты кормёжки
с наклейкою «Swedish».

И голод, и холод.
Где садик с терраской?
Какой это город?
Шар-пей потерялся.

Дерьмо ледяное
отсюда до Марса.
Один-одинёшенек,
я потерялся.

И нет Тебя рядом,
кому доверялся.
Прости, Бога ради,
но я потерялся.

Мой дом потерялся,
и имя, и адрес,
где мной, лоботрясом,
не сгрызанный «Ардис».

Приученный к смачным
ингредиентам,
я вырос собачьим
интеллигентом.

Пуст сад Пастернака,
пуст сад Патриарха.
Ни зова, ни знака —
я потерялся.

Трусливые суки
облают с телеги
собачьи муки
интеллигента.

Не люди мы — звери.
Неужто не ясно —
последняя вера,
шар-пей потерялся.

Рваните Шопена,
от слез сатанея.
Верните шар-пея!
Хотя бы шар-пея.

    Эпилог
Шар-пей потерялся?
Вон спит под терраской,

сопит, обидясь на людей.
За что, не помнит, хоть убей!

Обида — старые портянки.
Чтоб всех простить по-христиански —
НАШЁЛСЯ ШАР-ПЕЙ!
    Стена
Ночами из зубцов кремлёвских
встают шеренгой мертвяки.
Над вырезами матросок
пустынны их воротники.
Юбилейное
Шарп-2
эхо поэмы
	1
Крутясь как пропеллер в обшарпанных улицах 
Шар-пей прогуливается.

Сожмется ротвейлер как мокрая курица
Шар-пей прогуливается

Он, профилем внешне
похожий на Кастро
из тюбика вежливо 
выдавит пасту

Пускай федеральный не тронет закон
Души кафедральной заутренний звон!

Подобного кайфа 
не купишь за баксы —
Пить чай или кофе
С урчаньем собачьим.

На небе лист клёна — как след-загогулина...
По небосклону 
шар-пей прогуливается.
	2
Зимняя пробка 
у зоопарка
Бензином и розами
Зоя пропахла.

«Родившиеся в апреле»
Не менее прекрасны чем шар-пеи
	3
«Шар-пей — пружинка от шарнира
Для переустройства мира», —
российский говорит Де Ниро
возле Даниловского рынка 
напуганно.

Стручок гороха — как ширинка
на пуговках.

  Оксана-2001


	* * *
P.S. Глаза у шар-пея краснеют от гнуса...
ЗАЧЕМ я вернулся?!

	* * *
Ходит по пляжу рижскому мусорщик
в белых перчатках.
К мускусным бабам, к варварской музыке
он непричастен.

Жизни поспешные, споры о першингах,
губ темперамент —
в тихий мешок эти белые перчики
нас убирают.

Русский, латыш ли — кто кому должен?
Время списало.
А у перчаток — чуть жёлтые донышки,
как писсуары.

Всё, что звенело, что цепенело,
душ отпечатки
собраны революционером
в белых перчатках.
             2001
  


В коллекцию

На главную страницу