Как я исполнял обязанности вознесолога.[Г.И.1] 

 

Часть первая. Большая российская энциклопедия.

 

Началось с этого письма (я не буду обнародовать имя отправителя).

От:  <>

Отправлено: 13 декабря 2005 г. 13:15

Кому:

Тема: Большая Российская Энциклопедия_для Георгия Ивановича

 

Глубокоуважаемый Георгий Иванович!

Меня зовут <>, я редактор Большой Российской Энциклопедии. В 5 томе предполагается статья о творчестве А. Вознесенского, и Зоя Борисовна посоветовала мне обратиться к Вам. Нельзя ли просить Вас написать эту статью? Объем примерно 1500 знаков. Срок - январь. Можно ли надеяться, что Вы согласитесь? Если да, дайте знать - и я пришлю Вам наши образцы, расскажу о специфике нашего издания. Очень надеюсь на положительный ответ. С уважением <>.

 

Здесь прежде всего следует, наконец,  впервые публично признаться, что имею честь быть знакомым с Андреем Андреевичем с 1980 года. Знакомство означает десять коротких встреч в Петербурге и в Москве, мои письма к нему и телефонные разговоры. Я регулярно звоню АА, он сообщает мне, что в последнее время напечатано – для сайта.

Естественно, знаком и с Зоей Борисовной Богуславской, супругой поэта. Идея доверить мне написание статьи в БРЭ принадлежит, наверное, ей, хотя она постоянно подчеркивает, что Андрей Андреевич одобряет эту идею. Думаю, что основную роль в доверии сыграла статья в «Известиях» 12 мая 2003г, которую мне удалось напечатать абсолютно без чьей-либо протекции. Собственно, не только статья, а целая полоса. Ну и сайт, конечно, где собран огромный материал.

Я испытал и до сих пор испытываю противоречивое чувство. С одной стороны – какая честь мне оказана! Вхожу в историю. С другой стороны – а где же профессиональные литературоведы? Где вознесологи? Почему эту работу делаю я, дилетант?

Тем не менее, долго я не раздумывал, тем более, что Андрей Андреевич болен и им сейчас просто не до чего. А я надежен.

Жанр энциклопедической статьи – особый. Научность, лаконизм, никаких собственных оценок. Это не публицистика, но ведь я тридцать лет занимался наукой, писал статьи и диссертацию, навыки остались. Я перерыл всё, что можно, изучил аналоги. От этой работы у меня в компьютере осталось 320 файлов. Ровно через месяц отправил статью в редакцию БРЭ.

 

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 12.5.1933, Москва), рус. поэт, прозаик, эссеист, драматург, художник. Окончил Московский архитектурный институт (1957). В 14-летнем возрасте В. послал свои стихи Б.Л. Пастернаку. Пастернак пригласил В. к себе, их встречи и беседы о поэзии стали регулярными. Эта дружба продолжалась до последних дней Пастернака. В 1958г. стихи В. появляются в периодике, поэма "Мастера" (1959) сделала В. знаменитым. Стремительное вхождение В. в литературу произошло в период освобождения общества от сталинизма. Миллионами читателей и десятками тысяч слушателей оказались востребованы такие качества поэзии В., как искренность, острая современность, свежесть языка, яркость образов, музыкальность. Виртуозная техника стихосложения,  дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны "благополучной" советской поэзии (сборники "Мозаика" и "Парабола" (1960), «Треугольная груша» (1963), поэма «Оза» (1964)).

7 марта 1963 года в Кремле во время «собрания представителей художественной интеллигенции». Н.С.Хрущев обрушился на В. с яростной руганью, с угрозами выслать его из СССР. Этим был дан сигнал к свертыванию относительных свобод в стране. Для В. это событие и последующая травля стали началом нового этапа, когда он решал, казалось бы, несовместимые задачи: оставаясь в несвободной стране, сохранить дар и свободу выхода к широкой читательской аудитории, не поступаясь мировоззрением. Эти задачи В. реализовал чисто художественными средствами, показав, что цензура бессильна против поэтики (сборники "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Безотчетное" (1981), поэмы «Авось!» (1975), «Вечное мясо» (1977), «Андрей Полисадов (1979), цикл «Мемориал Микеланджело» (1975)). С начала 80-х гг. в творчестве В. вначале проступает предчувствие перемен в стране, затем отражается непосредственное участие в процессе освобождения от тоталитаризма. Заметно усиливается публицистичность в поэзии (сборники "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990)), публикуются  статьи о спасении природы и культуры. Увеличивается доля прозы в форме эссе об ушедших и живых современниках. В дальнейшем, начиная с середины 90-х, В. возвращается к экспериментам в словотворчестве, работает в жанре визуальной поэзии.

Творчество В. универсально во всех своих измерениях. Тематически и лексически это энциклопедизм, полнота обзора, отсутствие в ху­дожественной системе запретных тем и слов. Философски – сочетание диалектичности мышления с метафизикой, религиозным исканием, соотнесение конкретного и вневременного. По обращенности и темпераменту – от интимности и исповеди до проповеди и вечевого набата. Обилие цитат и аллюзий указывает на разветвленную корневую систему всей предшествующей литературы, питающую творчество В.. Неоспоримо метафорическое изобилие стихов В., при этом его метафора - это чаще всего вознесение, рывок от традици­онно низкого к высокому. В противоположность повествовательности и сложным синтаксическим конструкциям В. утверждает лаконизм, динамичность стиха, фрагментарность. Богатая звуковая и ритмическая палитра, обилие созвучий, неожиданные рифмы, использование рефренов делают стихи В. легко запоминающимися. На стихи В. написаны многочисленные песни и романсы. На либретто В. А.Л. Рыбниковым создана рок-опера  «Юнона и Авось». По стихам В. ставятся театральные спектакли. Авторские вечера В.  во многих городах мира проходят с неизменным успехом. В 1996г. газета "Нувель Обсерватер" назвала В. "самым великим поэтом современности". В. – член десяти академий, почетный доктор многих университетов. Гос. премия (1978).

Соч.: Соч.: В 6 тт. ВАГРИУС М., 2000-2003.

Лит.: Михайлов Ал. Андрей Вознесенский. Этюды. М. 1970; Мориц Юнна. Перечитывая Андрея Вознесенского. «Юность», 1981, №5;  Новиков Вл. Диалог. М.: Современник, 1986; Кедров К. Белый Урагангел Андрей Вознесенский. Изд.: АиФ-Принт, М. 2002; Быков Дм. Борис Пастернак. ЖЗЛ, М. 2005. Интернет: http://avos111.narod.ru.

Г.И. Трубников.

 

Вот ответ 13.01.2006:

Дорогой Георгий Иванович!

Спасибо огромное! Статья замечательная!

Просто должна сразу предупредить, что статьи  проходят через микроскопы всевозможных служб проверок (библиография, ЛКР,etc.), поэтому неминуемы всякие уточняюшие вопросы. Так что по поводу Вознесенского я к Вам еще буду обращаться. Пожалуйста, пришлите мне Ваши данные для составления Договора на оплату (ФИО, год, число, месяц, место рождения, домашний адрес с индексом, место работы, паспортные данные, ИНН,ПСС). Гонорары у нас высылают почтовым переводом на домашний адрес. А может быть, Вы бы еще о ком-то написали для нашей Энциклопедии? Сейчас идут буквы В, Г, Д, но можно заглянуть и дальше. Еще раз спасибо! Как Вы так уложились со статьей - "с первого по тринадцатое нашего января"! С искренним уважением (имя)

Я, естественно, согласился, получил задание на четырех поэтов. Статьи о трех поэтах с фамилиями на букву Г послал.

 

3. 2.03.2006. Дорогой Георгий Иванович! Очень прошу простить за долгое молчание, но просто хотелось послать Вам вариант, вернувшийся ко мне после всех редакций. Вот теперь Вы видите, что такое шаблон БРЭ. С некоторым страхом жду Вашего суждения. С уважением (имя).

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 12.5.1933, Москва), рус. поэт, прозаик. Окончил Московский архитектурный институт (1957). Юношеские стихотворные опыты В. были одобрены Б. Л. Пастернаком. Дебютировал как поэт в 1958. Известность принесла поэма «Мастера» (1959), а также сборники «Мозаика», «Парабола» (оба — 1960), «Треугольная груша» (1963); поэма «Оза» (1964). Острая современность, новизна образного строя (дерзкие метафоры, энергичные стремительные ритмы) обусловили широкую популярность экспериментальной по духу поэзии В. (его выступления собирали многотысячные аудитории). В 1960-70-е гг. вышли поэмы «Лонжюмо» (1963), «Лёд 69» (1970); поэтич. сб-ки  «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976, Гос. пр. СССР, 1978), «Соблазн» (1978) и др. С нач. 1980-х гг. в творчестве В. отразилось предчувствие перемен в стране, в поэзии заметно усилилась публицистичность; В. публикует статьи о спасении природы и культуры, эссе об ушедших и живых современниках (сб-к «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», 1984, и др.).

В. строит свой худож. мир как принципиально открытый: новые «непоэтические» слова и реалии урбанистич. мира сосуществуют в нём с разнообразными лит. цитатами и реминисценциями, классич. поэтич. метры — с совр. ритмами, отзвуками джаза и рок-н-ролла. Характерная для поэзии В. установка на фонику проявляется в семантизации созвучий, словесной игре (аллитерации, нередко образующие т. н. корневую рифму; палиндромы, напр., в названии сб. «Аксиома самоиска», 1990; анаграммы и др.), порождающей ассоциативный ряд. Немаловажна для В. и связь звука с графич. образом, теоретич.  обоснованная в статье-манифесте «Архистихи» (1982) и воплощённая на практике в т. н. «изопах» (опытах изобразит. поэзии) в сб. «Тень звука» (1970), «видеомах» 1980-90-х гг. По стихам В. ставятся театральные спектакли (в т. ч. «Антимиры», 1964; «Берегите ваши лица», 1970, в Московском театре на Таганке). На тексты В. написаны многочисленные песни, романсы,  муз. произведения крупной формы («Поэтория» Р. К. Щедрина, 1968; рок-опера «“Юнона” и “Авось”» А. Л. Рыбникова, 1981).

Соч.: Собр. соч.: В 6 тт. М., 2000-2005.

Лит.: Михайлов Ал. Андрей Вознесенский. Этюды. М., 1970; Мориц Ю. Перечитывая Андрея Вознесенского // «Юность». 1981, № 5;  Барлас В. Ассоциативный поиск. Поэзия Андрея Вознесенского // Он же. Глазами поэзии. М., 1986; Новиков Вл. Открытым текстом: Поэзия и проза Андрея Вознесенского // Он же. Диалог. М., 1986; Dornblüth G. Poststalinizm, Postavangardizm: das Subjekt und die Welt der Objekte in der postmodernen frühen Lyrik Andrej Voznesenskijs. Münch., 1999.

Г. И. Трубников.

 

4. Мой ответ:

Дорогая (имя)!

Я уже, кажется, вышел из шока, в который был повергнут неузнаваемым обликом статьи. Статью во вчерашнем письме я послал для того, чтобы Вам было понятно, какое место занимает Вознесенский в моей жизни.

Если мой оппонент рассчитывает, что я просто в запальчивости сниму свою фамилию, то он ошибается.

Каковы мои права? Куда я должен апеллировать?

Я очень прошу Вас, поскольку наша переписка имеет доверительный характер, дать два ответа на этот вопрос: формальный и неформальный.

Есть ли еще возможность закончить схватку «под ковром», не раздувая конфликт? Согласится ли мой оппонент пойти на уступки? Можете Вы ему посетовать, что Трубников оказался искушенным занудой, способным далеко пойти, лучше кончить дело миром?

Я буду добиваться возвращения в статью некоторых ключевых фактов (подчеркиваю: фактов, а не оценок):

ž        универсализм,

ž        корневая система,

ž        преодоление цензуры художественными средствами,

ž        философичность,

ž        концентрация метафоры,

ž        из биографии – хрущевская гражданская казнь.

Есть еще мелочи, на которые мог бы указать как на явные ошибки (в библиографии, например), но как раз здесь я готов уступить.

Ваш Георгий Трубников

5. Из БРЭ:

Дорогой Георгий Иванович!

Очень хорошо, что Вы настроены конструктивно. Это верный признак того, что мы придем, как говорил вчерашний юбиляр, "к консенсусу". Мы вовсе не заинтересованы в том, чтобы Вы сняли свою подпись. Посланный Вам вариант статьи - вовсе не истина в последней инстанции. Приведенная в шаблон БРЭ, она и была послана Вам для того, чтобы Вы что-то утвердили, что-то отвергли. Давайте сделаем так. Прямо в текст статьи (можно красным) вставьте то, что считаете необходимым, и уберите то, что Вам представляется ошибочным или неприемлемым. Жду! Ваша (имя).

Я,  05.03.2006:

Дорогая (имя), посылаю две вставки, которые считаю необходимыми – по биографии и по поэтике, которые я предельно сократил по сравнению с первым своим вариантом.

Кроме того, предлагаю убрать про джаз и рок-н-рол. Это мельчит, в современной музыке есть, к примеру, и Шнитке.

Возвращаю упоминание «Авось!» (1975), «Вечное мясо» (1977), «Андрей Полисадов (1979), цикл «Мемориал Микеланджело» (1975). Мне странно, что мой оппонент их убрал. Это вершинные, самые зрелые вещи. Начинаешь подозревать, что оппонент просто не знает творчества В., пользуется шаблонами конца 60-х.

Непонятно, чем не угодили Кедров и Дм. Быков. Это монографии, а не журнальные статьи. В огромной книге (900 страниц) Быкова Вознесенскому посвящена отдельная глава. А вот существует ли монография Барлас В – я бы на Вашем месте проверил, я нашел лишь журнальную статью. Или запрет журнальных ссылок не слишком суров? Ссылку на Ю. Мориц (мой грех) оставили… Ссылка на немецкую статью – это мне нравится, это прикольно.

То, что я не трогаю текст оппонента, не означает, что он мне нравится. Просто иду на решительные уступки. Стремлюсь сократить по времени процесс согласования.

 Вопрос насчет цензуры в СССР, как мне кажется, очень важен, о нем нельзя не говорить, потомки ничего не поймут. У настоящих художников было два выхода: уезжать или писать в стол. Плюс магнитофонный вариант Окуджавы и Высоцкого. Вознесенский осуществил уникальный вариант: он напечатал практически всё, что хотел – благодаря гениальности. Об этом – посланная Вам моя статья в «Известиях».

Все остальные печатались благодаря компромиссам с совестью или честной недалекости. Это я уже о будущей нашей работе. Хотелось бы знать Ваше отношение к этой проблеме. Я предлагаю следующее. Если, скажем, мы вынуждены писать о лауреате  Грибачеве, который поэтом, собственно,  не был, то мы вообще не пишем о поэтике. Ничего. Только биография, должности, регалии. Как Вам моя идея?

Ваш ГТ

P.S. в состав кот. входят метафоричность, аллюзивность, иносказание. это коряво, конечно, но всё из-за стремления к краткости.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 12.5.1933, Москва), рус. поэт, прозаик. Окончил Московский архитектурный институт (1957). Юношеские стихотворные опыты В. были одобрены Б. Л. Пастернаком. Дебютировал как поэт в 1958. Известность принесла поэма «Мастера» (1959), а также сборники «Мозаика», «Парабола» (оба — 1960), «Треугольная груша» (1963); поэма «Оза» (1964). Острая современность, новизна образного строя (дерзкие метафоры, энергичные стремительные ритмы) обусловили широкую популярность экспериментальной по духу поэзии В. (его выступления собирали многотысячные аудитории). В 1963 году Н.С.Хрущев обрушился на В. с нападками, с угрозами выслать его из СССР.  Для В. это событие и последующая травля стали началом нового этапа, когда он решал проблему внутренней свободы творчества в условиях тоталитаризма. Эти задачи В. реализовал чисто художественными средствами, показав, что цензура бессильна против поэтики, в состав кот. входят метафоричность, аллюзивность, иносказание. В 1960-70-е гг. вышли поэмы «Лонжюмо» (1963), «Лёд 69» (1970),  «Авось!» (1975), «Вечное мясо» (1977), «Андрей Полисадов (1979), цикл «Мемориал Микеланджело» (1975); поэтич. сб-ки  «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976, Гос. пр. СССР, 1978), «Соблазн» (1978) и др. С нач. 1980-х гг. в творчестве В. отразилось предчувствие перемен в стране, в поэзии заметно усилилась публицистичность; В. публикует статьи о спасении природы и культуры, эссе об ушедших и живых современниках (сб-к «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», 1984, и др.).

В. строит свой худож. мир как принципиально открытый: новые «непоэтические» слова и реалии урбанистич. мира сосуществуют в нём с разнообразными лит. цитатами и реминисценциями, классич. поэтич. метры — с совр. ритмами, отзвуками джаза и рок-н-ролла. По тематике, словарю и философии  поэтика В. претендует на энциклопедизм, многосторонность миропонимания, она соединяет конкретный историзм с универсализмом, предопределенность с утверждением духовной свободы человека, является  попыткой синтеза действительного и возможного. Характерная для поэзии В. установка на фонику проявляется в семантизации созвучий, словесной игре (аллитерации, нередко образующие т. н. корневую рифму; палиндромы, напр., в названии сб. «Аксиома самоиска», 1990; анаграммы и др.), порождающей ассоциативный ряд. Немаловажна для В. и связь звука с графич. образом, теоретич.  обоснованная в статье-манифесте «Архистихи» (1982) и воплощённая на практике в т. н. «изопах» (опытах изобразит. поэзии) в сб. «Тень звука» (1970), «видеомах» 1980-90-х гг. По стихам В. ставятся театральные спектакли (в т. ч. «Антимиры», 1964; «Берегите ваши лица», 1970, в Московском театре на Таганке). На тексты В. написаны многочисленные песни, романсы,  муз. произведения крупной формы («Поэтория» Р. К. Щедрина, 1968; рок-опера «“Юнона” и “Авось”» А. Л. Рыбникова, 1981).

Соч.: Собр. соч.: В 6 тт. М., 2000-2005.

Лит.: Михайлов Ал. Андрей Вознесенский. Этюды. М., 1970; Мориц Ю. Перечитывая Андрея Вознесенского // «Юность». 1981, № 5;  Барлас В. Ассоциативный поиск. Поэзия Андрея Вознесенского // Он же. Глазами поэзии. М., 1986; Новиков Вл. Открытым текстом: Поэзия и проза Андрея Вознесенского // Он же. Диалог. М., 1986; Dornblüth G. Poststalinizm, Postavangardizm: das Subjekt und die Welt der Objekte in der postmodernen frühen Lyrik Andrej Voznesenskijs. Münch., 1999.

Г. И. Трубников.

На этом переписка по существу закончилась. Гонорар 400р. мне прислали. Вопрос о дальнейшем  сотрудничестве отпал.

Через год вышел 5-й том,  статья там напечатана без учета моих требований и предложений. 

Не моя, чужая статья под моей фамилией. Стыдиться или гордиться?

Уважаемые потомки! Может быть, вам удастся понять, что за мафия делала первый выпуск БРЭ. Но не доверяйте этому изданию. Это халтура.

 

 

Часть вторая. Сборник в серии «Всемирная библиотека поэзии».

 

Опять начинается с письма (слава Интернету!). Из издательства ЭКСМО.

От:
Отправлено: 13 ноября 2006 г. 13:43

Кому: gtrubnik

Тема: Вознесенский


Здравствуйте, Георгий! Мне дала Ваш телефон Зоя Богуславская, но он не отвечает. Сейчас дали адрес девочки в "Триумфе", если письмо до Вас дойдет, откликнитесь, пожалуйста любым способом. У нас к Вам предложение по составу Вознесенского для нашей " Всемирной библиотеки поэта". Меня зовут <>Кроме вторника я на работе каждый ден6ь. Спасибо!

Т.е., мне предложили стать составителем и автором комментариев к сборнику Вознесенского. И полная свобода. Только объемы комментариев и предисловия (вначале планировалось, что предисловие напишет Виктор Ерофеев, но он уезжал, в итоге написал Александр Кабаков, и предисловие мне активно не нравится) были определены заранее. Общий объем книги в этой серии жестко определен – 480 страниц и стандартный формат – с ними я познакомился, купив две книги этой серии – Гете и Арсения Тарковского.

Первый вопрос – какие произведения включать. Выбрать из 7 томов самые важные, самые характерные для поэта стихи – да, это задача неразрешимая, если пытаться быть объективным. Я пошел по другому пути: это будет мой Вознесенский.  В основе это будет то, что я знаю наизусть. В конце концов, читая эти стихи в разных аудиториях много лет, я видел, как они воспринимаются публикой. Мой репертуар для этих чтений – 140 стихотворений и две поэмы. Есть только одно «но»: репертуар не обновлялся уже лет десять, а за это время Вознесенским многое написано. Получается перекос в сторону раннего Вознесенского. Но другого пути нет и времени на раздумья тоже. В конце концов, у Вознесенского нет плохих стихов. Я выбираю из них самые доходчивые, хрестоматийные.

Комментариев к сборникам Вознесенского еще никогда и никто не писал. Тут я оказываюсь в роли первопроходца. Что вообще такое – комментарий? У него две задачи. Первая – объяснить современному и будущему неискушенному читателю значение редко употребляемых слов, расшифровать упомянутые имена и фамилии,  вторая - связать стихи с биографией поэта. И никаких собственных оценок, как и в случае энциклопедии.

Комментариев первого рода можно написать сколько угодно, а можно и вообще не писать, так что это не проблема – напишу столько, сколько позволит объем. А вот написанной кем-то биографии Вознесенского, на которую я мог бы ссылаться, в природе не существует. И тут мне пришла в голову идея. Неплохая, уж извините за похвальбу. У Вознесенского нет автобиографии, но есть проза в виде большого количества эссе. Это рассказы о людях, с которыми встречался поэт. Она имеет автобиографический характер, но там нет ни одной даты. Это «рифмы прозы», это прекрасная литература. Стало быть, там, где можно, буду цитировать эту прозу крупными кусками. Глядишь, читатель почувствует вкус и захочет почитать целиком. Да, комментарий получится необычный, но ведь и объект совсем не ординарен.

Так я и сделал, и вот что у меня получилось.

Увы, и здесь не обошлось без ложки дегтя. И опять первопричиной стало то обстоятельство, что живу я не в Москве. По идее, сигнальный экземпляр должен вычитывать автор, но автор болен. Так никто и не вычитал. В результате редакцией были сделаны весьма досадные ошибки.

1. «Разговор с эпиграфом». Последняя строчка должна читаться:

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, РАЗРЕШИТЕ ПРЕСТАВИТЬСЯ,

ВОЗНЕСЕНСКИЙ.

А в сборнике напечатано ПРЕДСТАВИТЬСЯ. Совсем другой смысл.

2. Во многих случаях нарушена строфика. А это не мелочь! У меня-то было все точно, я скрупулезно сверял строфы и оформлял висячие строки. Точно знаю, что для Андрея Андреевича это важно.

3. В первых строках комментария. «Тот отзвонил подростку немедленно» - это не я писал. Не знаю уж, кто меня правил, но медведь ему на ухо наступил. Никогда бы я не употребил такой вульгарный неологизм, говоря о Пастернаке.

 

И всё же закончу я оптимистично. На самой последней стадии работы меня попросили написать еще и аннотацию к сборнику. И я отыгрался за энциклопедию.

«В 1996г. газета "Нувель Обсерватер" назвала Вознесенского "самым великим поэтом современности". Творчество Вознесенского универсально во всех  измерениях. Тематически и лексически это энциклопедизм, полнота обзора, отсутствие в художественной системе запретных тем и слов. Философски – сочетание диалектичности мышления с метафизикой, религиозным исканием, соотнесение конкретного и вневременного. По обращенности и темпераменту – от интимности и исповеди до проповеди и вечевого набата. Изобилие метафор, корневая система всей предшествующей литературы, питающая творчество Вознесенского – всё это подтверждает приведенную оценку».

 

Георгий Трубников, июль 2007.

HOME


 [Г.И.1]Это слово, по свидетельству Альбины Чеботаревой, придумал Юрий Яковлевич Карпейский, доктор техн. наук, лауреат Ленинской премии. Это лучше, чем «вознесенсковед».