Андрей Вознесенский - сайт клуба "Авось" |
|||
|
«Огонек» в № 40, октябрь
2002г., поместил вещь Андрея
Вознесенского «Мостик»,
иллюстрированную автором. Кое-кого «Мостик»,
конечно, шокирует в своей эротической
части, но это вопрос готовности
читателя. Однако, кроме эротики, в «Мостике»
есть еще много чего. http://avos111.narod.ru/proza/mostik.htm Во-первых, это, конечно, продолжение автобиографического цикла, складывающегося из островков памяти поэта. В наиболее полном виде это сделано в книге «На виртуальном ветру», МОСКВА, ВАГРИУС, 1998. На нашем сайте теперь тоже есть эта рубрика: http://avos111.narod.ru/proza . Призыв Вознесенского
на долгосрочные военные сборы (после
известной экзекуции в Кремлевском
дворце, устроенной Хрущевым) – факт сам
по себе интересный. Эта практика в те
годы применялась к людям с высшим
образованием крайне редко, только как
исключение. Читательская
общественность ничего, конечно, не
знала. В творческом смысле пребывание в Закарпатье вылилось в два стихотворения: «Из закарпатского дневника» и «Лейтенант Загорин». Первое из них – одно из самых значимых во всем творчестве Вознесенского. Я читал его практически в каждом своем выступлении. За что ты бьешь, дурак
господен? А ты за что, царек отечный? Произнося последнюю
фразу, я, войдя в роль, разыскивал
глазами на стене обязательный для
учреждений культуры официальный
портрет (Ленина или Брежнева) и
адресовал реплику насчет отечности и
отечества непосредственно ему. После
этого уже и самому недогадливому
слушателю становилось ясно, что в
стихотворении идет речь не только и не
столько о 19-м веке и Тарасе Шевченко,
сколько о наших царьках, о нашем
времени, обо мне самом, и, стало быть, о
человеке, который был тысячу лет назад
и будет через тысячу лет. Я бы даже не назвал это
эзоповым языком. Все это делалось
напоказ, Вознесенский явно дразнил
своих цензоров. Все эти Монологи -
битника, актера, Рязанова, Мэрилин
Монро, наконец, сингапурского шута все
это так прозрачно, в особенности в
контексте всего творчества,
пропитанного непринятием тоталитарной
системы, что и мне часто хотелось
спросить: "Как же это напечатали?" Поразительны параллели, возникшие у Вознесенского между присутствием наших войск в Закарпатье и в Чечне, между кавказскими войнами XIX и XXI веков. «Мы освободители, хотя и оккупанты…» Мостиками между этими событиями служим мы, люди. Что касается эротики, включая прелестные рисунки и видеомы… Тут одно важно понять: Вознесенский отнюдь не следует моде. Всегда, во все времена любовь у Вознесенского была телесна и одновременно возвышенна. Очень давно, в 60-е годы, очень хороший критик Владимир Турбин написал примерно следующее. «Пройдут годы, и Вознесенский на вопрос, кто оказал на его творчество самое сильное влияние, назовет не два-три экзотических имени, а великого Рабле». В пуританские 50-60-е годы выдать «… гуляй, девкам юбки заголяй…», знаменитые «Сибирские бани», нежнейшее «Замерли» и многое другое – это мог только Вознесенский. Кроме того, эротические фантазии не всегда буквалистски укладываются в биографию человека. Недаром лирический герой вдруг раздваивается, порождая свое отображение – поэта Бизнесенского. А читается «Мостик» взахлеб по нескольку раз. 14 октября 2002 г. Г.Т. |
||
|